Цена как экономическая категория. Функции цены. Классификация цен
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. Цены выполняют следующие функции: 1. учетная функция; 2. стимулирующая функция; 3. распределительная функция; 4. функция установления баланса между спросом и предложением; 5. функция рационального размещения производства. Учетную функцию называют также функцией учета и измерения затрат общественного труда. Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли. Распределительная функция цены состоит в том, что посредством цен происходит распределение и перераспределение чистого национального дохода. Функция установления баланса между спросом и предложением состоит в том, что посредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением. Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. По характеру обслуживаемого оборота выделяют: • оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям; • закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки; • цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется; • розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям; • тарифы грузового и пассажирского транспорта; • тарифы на платные услуги населению; • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. В зависимости от сферы регулирования различают: • свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами; • договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства; • цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия; • регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации В зависимости от территории действия различают: • единые или поясные цены; • региональные (зональные) цены. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: • цену «франко-склад поставщика»; • цену «франко-станция отправления»; • цену «франко-склад потребителя» и др. По времени действия цены подразделяются на: • твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; • текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке; • сезонные, действующие в пределах определенного периода времени; • скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|