Здавалка
Главная | Обратная связь

Функциональная структура системы автоматизации аудиторской деятельности. Состав задач и их назначение.



Аудиторская деятельность включает основные три компонента информационной системы: информацию как предмет и продукт труда; средства, методы и способы переработки информации; персонал, который реализует информационный процесс.

Для создания системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД) или отдельных процедур аудита необходимы следующие предпосылки:

• высокий уровень развития средств вычислительной техники, средств коммуникации и информационных технологий. Применение персональных компьютеров и информационных технологий позволяет не только выполнять рутинные операции по формированию аудиторской документации, по поиску и использованию положений законодательных и нормативных актов, но и решать более сложные задачи, связанные с анализом системы внутреннего контроля, расчетами экономических показателей, реализацией различных запросов к базе данных, создаваемой в системе автоматизации бухгалтерского учета, выработать рекомендации по стратегии улучшения финансово-хозяйственной деятельности;

• автоматизация бухгалтерского учета. В процессе работы автоматизированной системы бухгалтерского учета (АСБУ) формируется большой объем информации о хозяйственной деятельности экономического субъекта в форме электронной базы данных, анализ которой возможен с применением компьютера;

• математические методы экономического анализа. Существующий математический аппарат анализа финансово-хозяйственного состояния экономического субъекта позволяет разработать и реализовать автоматизированные системы анализа;

• высокоразвитые информационно-справочные системы. Компьютер позволяет получить любые необходимые справки в области законодательства, нормативных актов и использовать их содержание при обосновании аудиторских выводов и формировании аудиторской документации;

• удобные системы для работы с различными редактируемыми текстами. Применение этих систем помогает аудитору в формировании документации с использованием информации, получаемой одновременно из различных баз данных.

Соответствующие задачи аудиторской деятельности отражаются в функциональной структуре СААД, а ее работа, выполнение предусмотренных задач связана с наличием информационного, технического, математического, программного, технологического, организационного, правового, эргономического обеспечения.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность данных, размещенных на бумажных и машинных носителях в соответствии с определенными правилами хранения. Оно также включает методы и средства построения информационного фонда системы, организацию его функционирования и использования. Техническое обеспечение предполагает комплекс вычислительной и организационной техники, средства обработки, передачи и вывода информации. Математическое обеспечение представляет совокупность алгоритмов, обеспечивающих ввод, контроль, хранение, корректировку информации, формирование результативной информации, обеспечение ее защиты. Кроме того, математическое обеспечение включает различные алгоритмы расчета учетных и отчетных показателей. Программное обеспечение охватывает операционную систему и пакеты прикладных программ, реализующих алгоритмы обработки информации в широком смысле слова. Технологическое обеспечение представляет описание технологии обработки информации (ввода, преобразования, вывода, хранения, защиты информации). Организационное обеспечение — это комплекс методов и средств, регламентирующих работу специалистов, выполняющих всю работу по обработке информации. Оно также определяет взаимосвязь специалистов различных подразделений. Правовое обеспечение — комплекс документов, определяющих права и обязанности специалистов, участвующих в процессе работы системы. Эргономическое обеспечение — комплекс мероприятий по организации удобных рабочих мест, обеспечивающих эффективность и комфорт в работе специалистов.

Функциональная структура системы представляет собой декомпозицию целей системы до уровня решаемых задач. Функциональная структура СААД отражает два основных направления аудиторской деятельности: собственно аудит и услуги, сопутствующие аудиту.

Аудит состоит из последовательного выполнения комплексов работ, осуществляемых в несколько этапов:

1) ознакомление с особенностями экономического субъекта;

2) анализ организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля;

3) оценка достоверности базы данных и возможного аудиторского риска при использовании этой базы для формирования аудиторского заключения;

4) планирование аудита и разработка аудиторских процедур;

5) выполнение аудиторских процедур;

6) формирование отчета и аудиторского заключения. Каждый этап должен отражаться в формируемой аудиторской документации и соответствовать положениям федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Практически на всех этапах аудитор может использовать возможности компьютера, но не на каждом из них можно полностью автоматизировать сложную работу аудитора, опирающегося не только на строгие логические построения и расчеты, но и на накопленный опыт и интуицию, играющие далеко не последнюю роль в его деятельности.

Сопутствующие аудиту услуги включают самые разнообразные виды работ, многие из которых можно эффективно выполнять с использованием средств вычислительной техники. К ним относятся: проведение анализа деятельности администрации, финансового состояния экономического субъекта, консультационные и прочие услуги (ведение учета экономического субъекта, восстановление учета, автоматизация учета и др.).

Ц

Цели контроля и их взаимосвязь с общими целями аудиторской проверки. Особенности системы внутреннего контроля. Элементы структуры внутреннего контроля. Оценка системы внутреннего контроля. МСА 315 «Знание субъекта и его среды, оценка рисков существенных искажений».

Аудитор должен получить представление о системах учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к нему. Внутренний контроль, имеющий отношение к системе учета, осуществляется след.образом: санкционирование операций осущ.в соотв.с общим и специальным разрешением руководства, все операции сразу записываются в виде точной суммы в соответствующих счетах и в должный срок, чтобы дать возможность подготовить финансовые отчеты в соответствии с установленными принципами представления отчетности, доступ к активам и записям возможен только с разрешения руководства, записанные активы сравниваются с имеющимися в наличии активами через определенные промежутки времени, а относительно всех расхождений принимаются соответствующие меры.

МСА требуют проводить анализ системы внутреннего контроля (СВК) постоянно. В соответствии со стандартами аудита СВК представляет систему, состоящую из пяти составляющих. 1.Контрольная среда - включает позицию, осведомленность и действия руководства. В составе контрольной среды обозначены положения о том, чтобы руководители предприятий в явном виде сообщали своим подчиненным требования в отношении честности и уважения этических норм. 2. Оценка бизнес-риска аудируемым лицом как процесс выявления рисков, их возможных последствий и реагирование на них. В новых МСА появилось требование к руководителям аудируемого лица самостоятельно оценивать связанные с работой своей организации риски. Аудитор должен понять, каким образом организация выявляет и устраняет бизнес-риски, связанные с целями ФО, и к каким результатам это приводит. 3.Информационная система, связанная с целями ФО и состоящая из процедур и записей. Аудитор должен понимать, как организация доносит информацию о ролях и обязанностях конкретных сотрудников, а также существенных вопросах, имеющих отношение к ФО. В бухгалтерии должно быть четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает. Аудитору следует проверить, насколько хорошо подготовлены служебные инструкции и насколько добросовестно они выполняются. 4.Контрольные действия - политика и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. К ним относятся процедуры и мероприятия, проводимые аудируемым лицом и выходящие за пределы непосредственного ведения учета и подготовки отчетности. 5. Мониторинг средств контроля - процесс оценки качества функционирования СВК. Он выполняется с помощью постоянного наблюдения, отдельных оценок надежности средств и позволяет убедиться, что средства контроля функционируют эффективно.

Аудитор должен понимать основные виды мероприятий, которые проводит организация для мониторинга внутреннего контроля финансовой деятельности. Что касается оценки риска существенных искажений, то аудитор должен установить, уместно ли при оценке рисков существенных искажений данное средство контроля. Надо принять во внимание оценку уровня существенности, размер аудируемого лица, природу его бизнеса, сложность систем, составляющих СВК. Самый простой, но наименее надежный способ получения аудиторских доказательств об СВК - расспросы сотрудников клиента, а самый надежный - наблюдение аудитора за контрольными процедурами. К сожалению, аудитор физически не в состоянии лично проследить за ними. Внутренний контроль может обеспечить только частичную уверенность в достижении цели. Если в результате проведенных процедур по оценке риска не обнаружено каких-либо эффективных средств контроля, то аудитор исключает эффект контроля из соответствующих оценок рисков. Аудитор должен планировать и осуществлять процедуры проверок по существу для каждой существенной операции.

Согласно МСА 315 знание бизнеса организации складывается из следующих составляющих: 1. внешних факторов: знание отрасли клиента, специфических требований законодательства в отношении бизнеса аудируемого лица и пр. 2. основных характеристик организации: форма собственности, организационная структура, стиль управления организацией, операционная, инвестиционная, финансовая деятельность и т.п. 3. понимания стратегии развития организации и поставленных ею целей, а также бизнес-рисков. 4. оценки, обзора финансовых результатов организации, успешности ее бизнеса (аудитором могут использоваться внутренние документы аудируемой организации, такие как документы управленческого учета, бюджеты, информация по сегментам и подразделениям, а также внешняя информация, например, содержащаяся в отчетах независимых экспертов) 5. системы внутреннего контроля юридического лица. Изучая информацию о бизнесе клиента и среде его деятельности, аудитору требуется знание только в той части, в которой оно необходимо для целей аудита.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.