Здавалка
Главная | Обратная связь

Остановимся подробнее на некоторых сопутствующих аудиту услугах.



При постановке бухгалтерского учета аудиторская фирма или аудитор разрабатывают для предприятия, заключившего договор об этой услуге, учетную политику, рабочий план счетов, опреде­ляют форму учета и, соответственно, регистры синтетического и аналитического учета, разрабатывают график документооборота, при желании клиента подбирают комплекс технических средств и их программное обеспечение.

Услуги по анализу хозяйственно-финансовой деятельности требуются для тех экономических субъектов, администрации которых хочет разобраться в причинах ухудшения финансовой состояния.

Консультирование в вопросах финансового, налогового банковского и иного законодательства РК может быть разовой услугой или аудиторская фирма может предложить абонементное обслуживание. Консультационные услуги могут выполняться как в устной, так и в письменной форме, но второе предпочтительнее.

В рамках услуг по экспертному обслуживанию могут проводиться различного рода экспертизы, например, предварительная экспертиза заключаемых договоров.

Потребность в услугах аудиторской фирмы по обучению бухгалтерского персонала может возникнуть в следующих случаях:

1) после выполнения услуги по постановке бухгалтерского уче­та;

2) если аудиторская фирма имеет полномочия по подготовке аудиторов.

Повышение квалификации бухгалтерского персонала прово­дится на семинарах, курсах и т.п. К этому виду услуг можно отнести выпуск методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анали­зу, аудиту.

Услуги, несовместимые с прове­дением у экономического субъекта обязательной аудиторской про­верки, включают в себя: ведение бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; составление налоговых деклараций; составление ФО.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется аудитором либо непосредственно на предприятии, либо в аудиторской фирме на основе регулярно пред­ставляемых клиентом первичных документов. Ведение бухгалтер­ского учета аудитором может быть комплексным, или можно зак­лючить договор по ведению учета на его отдельных, наиболее сложных участках.

Услуга по восстановлению бухгалтерского учета требуется в том случае, когда предприятие уже работало некоторое время, но учет либо совсем не велся, либо его ведение было ограниче­но, например, начальной обработкой первичных документов. Эта услуга носит разовый характер.

Услуги по составлению бухгалтерской (финансовой) отчет­ности могут быть либо самостоятельным видом услуг, либо вклю­чаться в договор о постановке, ведении или восстановлении уче­та. Эта услуга, как правило, сочетается с услугой по защите ФО в ГНИ.

Услуги по составлению налоговых деклараций могут потребо­ваться в том случае, если бухгалтерский аппарат предприятия-клиента в основном справляется с составлением отчетности, но не имеет достаточно квалификации, чтобы разобраться самосто­ятельно с отдельными ее формами.

47. Состав и содержание методов сбора аудиторских доказательств в соответствии с МСА 500.

Аудиторские доказательства - информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности.

К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой ФО, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

В качестве доказательств в аудите может быть использована любая информация, позволяющая аудитору формировать свое мнение о достоверности данных учета или отчетности в целом.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Понятие достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны и применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате тестов средств контроля и проведения аудиторских процедур. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки ФО ее достоверность. Обычно аудитор считает необходимым полагаться на аудиторские доказательства, которые лишь представляют доводы в поддержку определенного вывода, а не носят исчерпывающего характера, и зачастую собирает аудиторские доказательства из различных источников или из документов различного содержания, с тем, чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группу однотипных хозяйственных операций.

МСА 500 «Аудиторские доказательства» устанавливает следующие процедуры получения доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица), инвентаризация, и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Документальные аудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности, включают в себя:

- документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация);

- документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);

- документальные аудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Опрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Подсчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

48. Состав, содержание и требования к оформлению рабочей документации аудитора в соответствии с МСА 230 П.

В международном нормативе аудита подчеркивается, что аудитор должен документально оформить вопросы, которые важны при предоставлении доказательства выполнения аудита в соответствии с основными принципами. Цель этого норматива – углубить отмеченные основные принципы проведения аудита.

Документальное оформление в соответствии с этим нормативом относится к рабочим бумагам, подготовленным или приобретенным аудитором и удерживаемым им в связи с выполнением аудиторской проверки.

Рабочие бумаги: помогают в планировании и выполнении аудита; помогают контролю и обзору аудиторской работы; предоставляют доказательства аудиторской работы, выполненной для подтверждения аудиторского мнения.

Рабочие документы– это записи аудиторов, соответствующие общепринятым аудиторским стандартам. В них должны содержаться обоснования выбора необходимых в данных условиях процедур и других важных решений, принимаемых в ходе проверки. Хотя юридически аудитор является собственником рабочих документов, профессиональная этика не позволяет ему передавать их кому-либо без согласия клиента, так как в рабочих документах содержится конфиденциальная информация.

Рабочая документация должна отражать аудиторское планирование, сущность, время проведения и число выполненных аудиторских процедур, заключение, подготовленное из полученных доказательств.

Рабочие бумаги должны быть достаточно полными и подробными для опытного аудитора с тем, чтобы иметь общее понимание аудита. Проверка незавершена, если не подготовлены необходимые рабочие документы.

Рабочие бумаги облегчают аудитору процесс планирования, проведения и наблюдения за работой. В рабочих документах документируется следующая информация:

- рабочий план проведения аудита;

- информацию об отрасли экономической и правовой среде в которой проверяемый объект осуществляющий свою деятельность;

- информацию касающуюся организационно правовой формы и организационной структуры объекта аудита;

- анализ наиболее важных экономических показателей деятельности объекта и тенденций их изменения;

- сведения о характере временных рамках и процедур проведения аудита с указанием их исполнений и результатов выполнения;

- заключение и выводы сделанные проверяющими по наиболее важным вопросам аудита;

- обзорные аналитические и предварительные отчеты подготавливаемые на всех этапах проведения аудита;

- выдержки или копии необходимых юридических документов соглашений протоколов;

- копии ФО;

- копии переписки по вопросам проверки с руководителем проверяемой организации;

- копии сообщений направленных другим организациям, экспертам и третьим лицам и полученных от них.

Помимо этого в рабочих бумагах отражается информация, необходимая для составления отчетов для правительственных учреждений, определения суммы налогов. Она также может быть использована в качестве источника информации при проведении последующих аудиторских проверок.

Рабочие бумаги являются собственностью аудитора и не могут быть использованы вместо бухгалтерских документов фирмы - клиента. Аудитор должен использовать соответствующие процедуры, обеспечивающие надежное хранение рабочих бумаг в течение продолжительного времени.

Рабочие документы можно разделить на три категории:

Непрерывно ведущиеся документы. В них содержится информация по вопросам, которые интересовали аудиторов в течение многих лет проверки одного и того же клиента. Эти документы можно использовать из года в год, сохраняя ежегодно необходимую аудиторскую информацию. Документами, которые можно использовать ежегодно являются: копии или выдержки из устава, копии текущих контрактов, заметки об истории компании и другие.

Аудиторские административные документы. Сюда входит документация, касающаяся начальных стадий планирования проверки. Обычно это – письмо о приглашении аудиторов, документы о назначении аудиторов для выполнения проверки, а также содержащие информацию о бизнесе клиента, результатах предварительного аналитического обзора, первоначальных оценок риска неэффективности проверки и материальности. Многие бухгалтерские фирмы практикуют сведение этой информации в памятную записку о планировании.

Документы аудиторской информации. В этих документах содержится информация по основным вопросам проверки, записи о выполненных процедурах, собранная информация и решения, принятые в ходе проверки.

Кроме того рабочие бумаги включают: программы проведения аудиторской проверки, пробные балансы, графики, результаты анализов, меморандумы, подтверждения, анкеты и многие другие формы и средства. Они могут быть написаны от руки, напечатаны на машинке, иметь вид компьютерных распечаток или храниться в памяти электронных носителей. Обычно часть рабочих бумаг готовится сотрудниками фирмы- клиента в соответствии с техническими требованиями аудитора. Аудитор в обязательном порядке должен проверить правильность составления этих рабочих бумаг.

Как правило, содержание рабочих бумаг стандартизации не подлежит. Однако некоторые типы рабочих бумаг могут быть стандартизированы, например, форма регистрации и подтверждения поступлений на счета. Рабочие бумаги должны быть легко читаемыми, полными, понятными и иметь структуру, подходящую для условий и нужд аудитора применительно к конкретной аудиторской проверке или вопросу, исследуемому в рамках аудита. Все рабочие бумаги должны иметь заголовок, дату и фамилию того сотрудника, который их подготовил. Они должны содержать разъяснения по использованным процедурам и результатам, полученным при их применении.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.