Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель социально-экономического развития



 

Социально-экономическая модель Франции называется «французский дирижизм», т .е. государственное регулирование экономики.

В области государственного регулирования экономики существует пирамида целей, важней­шими в которой являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-эконо­мической стабильности в обществе. Все прочие цели государственного регули­рования так или иначе производны от этих двух. К средствам государственного регули­рования прежде всего относится административно-правовой инструментарий. Важнейшим средством госрегулирования выступают государственные финансы, т.е. сред­ства, связанные с формированием и использованием государст­венного бюджета и централизованных («полугосударственных»), публично-правовых фондов социального страхования.

После Второй мировой войны государственные финансы стали активно использоваться для целенаправленного воздействия на темпы и пропорции общественного воспроизводства, сгла­живания циклических колебаний .

Средства государственного бюджета используются для предо­ставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гаран­тий по частным кредитам с целью стимулирования предприни­мательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они ис­пользуются для проведения отраслевой и региональной структур­ной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Вторым по значению средством государственного регули­рования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кре­дитная политика включает следующие основные элементы:

а) ма­неврирование учетной ставкой центрального (государственного) эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взимаемого этим банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило, на 1—1,5 процент­ных пункта превышающий учетную ставку ЦБ;

б) изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения де­нежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от своих операций и содержать на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

в) операции на «открытом рынке», т.е. акты купли-продажи го­сударственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые ЦБ и частными банками.

При помощи денежно-кредитного инструментария Франция в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, ве­личину ссудного процента, а тем самым и на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

К средствам государственного регули­рования относится и государствен­ная собственность. В первые годы после Второй мировой войны она играла ведущую роль в экономике Франции, ибо временная слабость част­ного капитала, связанная с послевоенной разрухой, вынудила там закрыть образовавшуюся в экономике «брешь» до завершения восстановительного периода и структурной перестройки соответ­ствующих национальных хозяйств.

С начала 60-х гг. в странах Западной Европы наблюдается постепенное снижение роли государственной собствен­ности. Однако Франция была временным исключением из этого правила, где произошла мощная волна национализации, осуществленная в на­чале 80-х гг. по политико-идеологическим соображениям правительством социалистов (при участии коммунистов).

Французская модель социально-экономического развития несколько своеобразна. Однако на данном этапе в странах Западной Европы создается общая модель социально-экономического развития.

Основные черты со­циально-экономической модели Западной Европы:

1. в рамках «трехслойного» хозяйственного механизма верхний «ярус» (уровень государственного регулирования) играет большую роль, чем в других «центрах силы». С одной стороны, тем самым компенсируется то обстоятельство, что западноевропейские ТНК, как правило, уступают по своему потенциалу и мощи своим аме­риканским и японским аналогам в соответствующих отраслях. С другой стороны, повышенная экономическая роль государства связана со следующей основной чертой социально-экономичес­кой модели Западной Европы;

2. в Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире, государство выполняет наибольшее количество социальных функций и делает это наиболее интенсивно. Западноевропейский капитализм в наибольшей мере подходит под рубрику «социаль­ное рыночное хозяйство»;

3. если в рамках социально-экономических систем США и Японии индивидуализм как принцип и основное правило обще­ственной жизни явно превалирует над солидарностью, то в За­падной Европе сложился относительный баланс между ними при ведущей роли первого. Последние две черты политически во многом обусловлены традиционно большой, а в течение длительных периодов ведущей ролью социал-демократии в общественной жизни Западной Ев­ропы. В конце 90-х гг. партии социал-демократического толка, входящие в Социалистический интернационал, являются правя­щими во всех крупных странах региона (Германии, Франции, Ве­ликобритании и Италии), а также в ряде других западноевропей­ских государств. Они предпринимали и предпринимают активные усилия для консолидации и развития сферы социального обеспе­чения;

4. наибольшая степень открытости мировому хозяйству и ин­тернационализации хозяйственной жизни. [4,стр. 446]

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.