Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура экономики Франции



Франция относится к високоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. В середине XIX ст. была второй в мире за уровнем экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX ст. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалась замедленными темпами экономического развития.

По своему ВВП Франция является четвертой экономической державой в мире. Ее ведущими отраслями являются : транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а также банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

Франция, чье положительное сальдо в торговом балансе достигло 19,3 млрд евро в 2005 году, занимает четвертое место в мире среди экспортеров промышленной продукции (в основном оборудования) и второе среди экспортеров услуг и продукции сельского хозяйства (в частности, зерновых и агропродовольственной продукции). При этом Франция осуществляет 70% своего товарооборота с партнерами по Европейскому Союзу (50% со странами зоны евро). [11]

Франция занимает четвертое место в мире по привлечению прямых иностранных инвестиций. Действительно, инвесторы высоко оценивают квалификацию рабочей силы во Франции, высокий уровень научных исследований, овладение передовыми технологиями, финансовую стабильность, и хорошую управляемость себестоимости производства.

 

В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг.

Источники ВВП ( % от общего объема) : [1,стр. 212]

 

Сельское хозяйство 2,7
Промышленность 25,0
Сфера услуг 72,3

 

С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение. Среднегодовой прирост реального ВВП (1992-2002) составляет 1,9%.

По данным на 2005 год: [1,стр. 212]

1. ВВП - 1 521 млрд. $.

2. ВВП на душу населения – 23 970 $

3. ВВП на душу населения с учетом ППС – 74,9

4. Индекс экономической свободы – 2,63

 

Составляющие ВВП (% от общего объема) [1,стр. 212]

 

Личное потребление 54,8
Общественное потребление 23,8
Инвестиции 19,5
Экспорт 27,1
Импорт - 25,0

3.1.Сельское хозяйство

Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

В целом Франция очень известная аграрная страна. Она занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда – второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству вырощенных свиней – 9 место в мире и 5 в Европе.

Структура сельского хозяйства характеризуется великим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью животноводства и растениеводства. [7,стр. 260-261]

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.

 

3.2. Промышленность

Пик развития промышленности Франции припал на 1960-1973 гг при средних темпах роста около 7%. Но впоследствии темпы начали уменьшаться и в 80-х годах уже составляли 1%. Особенно уменьшилось производство традиционных товаров - текстиля, кожи, а также бумаги, металлургической продукции, строительных материалов. Меньших изменений испытали химическая и пищевая промышленность.

Характерной особенностью развития промышленности 1990-х годов являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признания такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которая усиливает конкурентоспособность промышленной продукции.

Ведущие позиции Франция занимает в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике. [7,стр. 258]

Энергетика является развитой отраслью во Франции. Она опирается на использование как собственных, так и импортных топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше чем на половину. Больше половины энергоносителей Франция импортирует. Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой долей электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях. За уровнем развития атомной энергетики Франция уступает лишь США. Во Франции, в отличие от Украины, преобладают атомные электростанции мощностью до 1 млн квт. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и возле больших городов (7,3%).

Угольная промышленность страны переживает кризис. Добыча угля постоянно сокращается. В 2001 г. во Франции добыто 7,5 млн т каменного угля и свыше 2 млн т бурого угля, а через следующих 5 лет — соответственно 3 и 0,5 млн т.

Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции переделывают свыше 75 млн т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран Юго-западной.

Во Франции хорошо развитая черная металлургия. Республика относится к наибольшим производителям черных металлов, занимая 2 место в Западно-европейскому экономико-географическом макрорегионе, и пятое - в Европе после России, Германии, Италии и Украины. Для производства черных металлов используется главным образом, местное сырье. Франция, добывая около 12 млн т железной руды и выплавляя свыше 13 мглн т чугуна и 20 млн т стали, входит в 10-ку наибольших производителей черных металлов в мире.

Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово цинковую. За добычей бокситов страна занимает первое место В Западно-Европейском макрорегионе и входит в двадцатку наибольших производителей (490 тыс. т), а за выплавкой алюминия (620 тыс.т) уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десятку наибольших мировых производителей . [7,стр. 258-259]

Машиностроение — главная отрасль промышленности Франции. В ней функционирует 6500 предприятий. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти одну третью. По стоимости продукции машиностроения Франция занимает четвертое место в мире, уступая почти вдвое Германии, в четыре разы — Японии и в семь раз США. Особенностью машиностроения развитых стран является высокий экспортный потенциал их продукции. Хотя во Франции он вдвое ниже, чем в Японии, однако больше трети общей стоимости экспорта страны приходится на продукцию машиностроения.

Машиностроение развито во всех районах Франции. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, хотя в 90-е годы XX ст. его объемы значительно снизились. Однако отдельные отрасли, в частности автомобильная, развиваются. Например, в 1998 г. во Франции выработаны почти 3 млн автомобилей, в том числе свыше 80% -легковых, что является четвертым показателем в мире. Большинство автомобильных предприятий сместились на окраины Столичного района и даже в отдаленные районы Франции — Нормандию, Ельзас, Рона-Альпы.

Важной отраслью машиностроения авиаракетная. За производством самолетов Франция занимает первое место в мире. За количеством занятых и объемам производства она уступает лишь США. Центры авиационной промышленности – Париж, Тулуза, Бордо. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других стран, принадлежит государству.

Франция является большим производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов

страна занимает первое место в мире. [7,стр. 259-260]

Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, пластмасс, синтетического каучука, моющих средств, медикаментов и т.д. Химические заводы базируются обычно на дешевом сырье и энергии.

Важной отраслью легкой промышленности является текстильная, которая занимает традиционные районы – на севере, где развивается льняное, шерстяное производство.

Среди других отраслей промышленности важное значение сохраняет пищевая промышленность. Для нее характерны небольшие предприятия, находящиеся в маленьких местах и в сельской местности. Ведущими отраслями является мясная, молочная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков. [7,стр. 260]

 

3.3. Транспорт

Во Франции успешно развиваются все виды транспорта. Однако во внутренних перевозках преобладает автомобильный транспорт. На него приходится больше половины перевозок пассажиров и свыше 2/5 грузов.

Франция характеризуется достаточно высокой насыщенностью автомобилей. Так, на 1000 жителей здесь приходится 442 легковых автомобиля, что является 5 показателем в Европе.

Грузовыми автомобилям, которых во Франции 3,7 млн единиц, ежегодно перевозится большой объем грузов. Он становит 120-130 млрд.тонн/км.[7,стр. 262]

Развитие автомобильного транспорта зависит от состояния и длинны автомобильных дорог. Во Франции находится самая плотная дорожная сеть в мире и самая длинная сеть дорог в Европе (985 902 км), из которых 10 225 км принадлежит автодорогам (второе место в Европе).[11]

Второе место во внутренних грузоперевозках занимает железнодорожный транспорт (8,6%). Годовой объем перевозок : 315 млн пассажиров по обычной ж/д сети , 83 млн по сети ТЖВ, 560 млн по сети Иль-де-Франс и 126 млрд тонн грузовых перевозок.

Железнодорожная сеть: 31 986 км железнодорожных путей ; Франции принадлежит рекорд скорости (515 км/час) на скоростных поездах, которые совершают перевозки по сети специальных путей длиной в 1 547 км, позволяющей достигать скорости перевозок в 270 км/час и выше. [11]

Трубопроводный транспорт Франции хорошо развит. Главным трубопроводом является Марсель-Лион-Страсбург и Гавр-Париж. Сеть газопроводов соединяет районы добычи газа во Франции и морские порты, которые принимают газ из Северной Африки. Природный газ поступает так же из Нидерландов и России.

Франция известна в Западноевропейском регионе по уровню развития речного транспорта. Наибольшим речными портами является Париж, Страсбург и Руан.

Для внешних грузовых и пассажирских перевозок большое значение имеет морской и воздушный транспорт. Самым большим портом считается Марсель, грузооборот которого равен почти 90 млн. т.

Более 100 млн пассажиров и 4,7 млрд тонн грузов ежегодно перевозятся воздушным транспортом. [7,стр. 263]

 

3.4. Сфера услуг

Сфера услуг играет важнейшую роль в формировании ВПП Франции. Среди отраслей сферы услуг важное место занимает финансово-кредитная сфера и страхование. Среди первых 25 банков мира 4 французских. Также большую роль отводят туризму.

БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ .Объем биржевой капитализации акций, котирующихся на Парижской бирже, достигает 884 млрд евро, что составляет 50% ВВП Франции. Это выводит французскую столицу на седьмое место в мире. Основными французскими банками являются : БНП-Париба, Креди Агриколь, Сосьете Женераль и Креди лионнэ.

СТРАХОВАНИЕ .Имея годовой оборот в 210 млрд евро, французская система страхования закрепила свои позиции на четвертом месте в мировой классификации. "Акса", занимающая второе место в Европе среди страховых компаний, "СНП" и "АЖФ" являются тремя основными страховыми компаниями Франции.

ТУРИЗМ .Франция является самой посещаемой страной в мире (75 млн иностранных туристов в год по данным 2003 года). С годовым оборотом в 34,5 млрд евро, Франция занимает третье место в мире по доходам от туризма после США и Испании.

Положительное торговое сальдо в этом секторе достигает более 13,1 млрд евро.[11]

 

3.5. Новейшие отрасли промышленности

Новейшие отрасли промышленности обеспечивают 20% рабочих мест в производстве и такой же объем экспорта. Франция является одной из самых передовых стран в авиакосмической промышленности, а также в области производства вооружений. Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французские предприятия установили партнерские отношения со своими зарубежными коллегами.

В авиакосмической промышленности занято около 100 тыс. человек. Примерно половина ее продукции идет на экспорт. В состав отрасли входят в основном предприятия с государственным капиталом, такие как "Аэроспасьяль Матра" и "Снекма".

Космическая промышленность развивалась также в рамках международного сотрудничества, объединяющего около 15 государств. Примером такого сотрудничества является программа "Арианспейс", по которой составлен весьма плотный план запусков на ближайшие годы ракеты "Ариан-5", обеспечивающей вывод на орбиту груза весом 6 т (против 4 т ракетой "Ариан-4").

Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких как СПОТ и "Гелиос". Эти спутники производятся компаниями "Аэроспасьяль Матра" и "Алкатель эспас".

Электротехническая и электронная промышленность характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции. В отрасли, в основном выполняющей государственные заказы, доминируют крупные объединения. Группа "Алькатель", которая за последние десять лет приобрела ряд компаний, остается лидером в области телекоммуникаций. Компания "Альстом", ассоциированная с британской компанией GEC, специализируется не только на железнодорожном подвижном составе (скоростные поезда), но и на оборудовании для электростанций. Ей, в частности, принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма "Томсон" выпускает широкую гамму продукции - от бытовой электроаппаратуры до электронного оборудования оборонного назначения. Компания "Легран" является мировым лидером в области производства электроаппаратуры. Франция удерживает прочные позиции в области телекоммуникаций, в частности благодаря компании "Франс телеком", однако она в значительной степени зависит от заграницы в области производства микропроцессоров и страдает от конкуренции со стороны Соединенных Штатов и Японии.

В области производства вооружений Франция занимает пятое место в мире по экспорту и имеет положительное сальдо торгового баланса, в среднем превышающее 4,5 млрд. евро. Речь идет об отрасли стратегического значения, в которой применяются новейшие технологии и которая в огромной степени зависит от государства, поскольку оно принимает решения по программам разработки и производства техники и вооружений через специальный орган - Генеральную делегацию по вооружению и осуществляет контроль за экспортом.

Биоиндустрия представляет собой отрасль, за которой будущее. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой, в частности, в сельском хозяйстве для производства новых сортовых семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и затрагивают многие отрасли экономики: инновационную фармацевтику, агропродовольственный комплекс, энергетику и область защиты окружающей среды и др. В результате оборот промышленных предприятий, действующих на "зеленом рынке", то есть экопредприятий, составляет порядка 4,5 млрд. евро. Первостепенное значение приобретает водоочистка, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов. [12]

 

3.6 Рынок труда и миграция во Франции

В 2002 г. на французском рынке труда в наиболее предпочтительном положении находились математики, специалисты агропромышленного комплекса, пищевики, кадровики, психологи и представители коммуникативных профессий — кино и телевидения, издательств, оформления печатной продукции.

Одними из основных работодателей среди французских промышленных предприятий являются автомобилестроительные компании. «Пежо-Ситроен» и «Рено» обеспечивают 800 тыс. рабочих мест, из которых собственно на производство приходится 330 тыс. позиций. Остальное — на продажи, сервисное обслуживание и ремонт. Начинающий механик с дипломом высшей школы зарабатывает 1200–1300 евро в месяц, а специалист по продажам — 1500. По прогнозам французского Национального агентства по трудоустройству (ANPE), французские автомобильные гиганты в ближайшие несколько лет создадут еще не менее 25 тыс. новых рабочих мест.

В области информационных технологий спрос на новоиспеченных специалистов был особенно высок в 1999-2001 гг. Хотя потребность в айтишниках сейчас несколько снизилась, в целом шансы найти работу у них достаточно высоки, особенно в госслужбе. Сейчас в этом секторе экономики трудится 300 тыс. человек.

Строительная индустрия является одним из локомотивов французской экономики. На 280 тыс. предприятий этой отрасли трудится свыше миллиона человек. Ежегодно отрасль нанимает не менее 90 тыс. новых рабочих, техников и инженеров. Правительственный центр стратегических исследований считает, что к 2010 г. стране потребуется не менее 100 тыс. дипломированных специалистов.

Банковский сектор Французской республики предоставляет работу 350 тыс. сотрудников. В страховых организациях страны занято 240 тыс. Примерно треть трудящихся в каждом из этих экономических секторов — люди предпенсионного возраста. Согласно статистическим данным, до 2010 г. на пенсию уйдут 72 тыс. из банковского бизнеса и 90 тыс. — из страховых компаний.

Пищевая промышленность в целом и виноделие в частности — это национальная гордость Франции. Благородным алкогольным напиткам, произведенным из винограда, и винным подвалам, где они проходят «дозревание», служат 200 тыс. виноделов. Хотя виноградниками во Франции занято всего 1,6 % территории, на их обслуживании, производстве и продаже вина занято 25 % от всех работающих в сельскохозяйственном производстве.

Несмотря ни на какие экономические кризисы, всеми секторами французской экономики постоянно востребованы представители коммуникативных профессий, способные создать и поддержать имидж той или иной компании. Правительственный центр стратегических исследований прогнозирует, что в течение следующих 10 лет для этого направления будут рекрутированы не менее 100 тыс. профессионалов. [17]

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.