Право собственности на природные ресурсыСтр 1 из 22Следующая ⇒
Под понятием права собственности на природные ресурсы имеются в виду: qсовокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в статьях 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле)', qсовокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле); qправоотношение, возникающее между собственником и иными лицами. Согласно Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Частная собственность стоит на первом месте, чем подчеркивается ее ведущее значение. Эта форма предстает в двух видах - индивидуальной и коллективной. Государственная форма собственности на землю и другие природные ресурсы лишилась своего монопольного положения, своей исключительности. Но она продолжает пока что сохранять свое господствующее положение в общем объеме земельной собственности и собственности на недра. Муниципальная форма земельной собственности - новая форма собственности для российского законодательства. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной. Вместе с тем закон не относит ее к видам частной собственности. Субъектами права собственности, то есть носителями прав и исполнителями обязанностей, являются граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они на территории РФ ведут инвестиционную деятельность путем создания или приобретения предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. В государственной и муниципальной собственности круг субъектов предопределен законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Субъектами права муниципальной собственности выступают представительные и исполнительные органы самоуправления городов и районов. Существуют два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ выражается в предоставлении земель и природных ресурсов: qв собственность; qво владение; qв пользование; qв аренду. К гражданско-правовому способу относятся: qкупля-продажа, купля-продажа по конкурсу, купля-продажа с аукциона; qприватизация; qвыдел доли; qвыкуп залога; qдолгосрочная аренда; qнаследование. Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы: qпо объективным причинам: добровольный отказ (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей; qнесоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка; qнарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований. Содержание права собственности на природные объекты Содержание права собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения. Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики и иного автономного образования. Если же природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется по достигнутому между ними соглашению, а при необходимости - с участием РФ. Право владения землей и природными объектами является абсолютным, то есть распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов федерации - собственников данного земельного массива. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными объектами является юридической базой для пользования и распоряжения указанными объектами, поскольку для того, чтобы эксплуатировать тот или иной природный объект, необходимо иметь статус владения на него. Право пользования землей и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Органы местного самоуправления реализуют право собственности через государственные предприятия, учреждения, организации либо путем передачи природных объектов в пользование гражданам и негосударственным организациям. Право пользования землей и другими природными объектами имеет две основные стороны. qустановление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением; qвзимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей. Право распоряжения собственника землей и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин "определение юридического статуса природного объекта". Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, имеет две стороны: qкатегоризацию объекта по основному целевому назначению; qопределение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации). Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех природных объектов: qземли подразделены на семь категорий; qполезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым); qводные объекты категоризированы в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п. Категоризация природных объектов является первым этапом распоряжения природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным. Вторым этапом распоряжения природными объектами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами. Он может иметь следующие разновидности: qпредоставление природных объектов в собственность, аренду и пользование, осуществляемое с соблюдением установленных законом процедур; qизъятие природных объектов, осуществляемое также с соблюдением определенных правил; qобмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и возникающее в связи с этим переоформление титулов владения объектом, расчетов между субъектами права экологопользования и т. п. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|