Экологические функции правоохранительных органов
Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению. Цели и направления прокурорской деятельности определены в Законе Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации". В рамках этих задач экологическую функцию прокуратуры можно охарактеризовать как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности общества. Предметом надзора здесь служит и сам нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие (либо бездействие) по применению закона или подзаконного акта. Для экологического надзора прокуратуры характерны те же самые формы прокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест, возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. Экологическая функция прокуратуры осуществляется двумя традиционно известными методами - административным и экономическим. Административный метод в деятельности прокуратуры имеет приоритетное значение, ибо для надзора за законностью - основной задачи прокуратуры - характерными являются императивные способы регулирования общественных отношений. Министерство внутренних дел России - одна из немногих отраслевых и функциональных структур, выполняющая многообразные экологические функции, к числу которых относятся: qохрана общественного порядка; qборьба с правонарушениями и преступностью; qпротивопожарная безопасность; qгосударственная служба безопасности движения; qразрешительная система; qнесение службы охраны на конкретных объектах экологического значения. В связи с охраной окружающей природной среды задачиорганов внутренних дел можно сформулировать следующим образом: обеспечение экологических прав граждан как естественных прав человека; предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений; раскрытие экологических преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; оказание помощи предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов. Эти задачи и функции органы милиции выполняют в следующих четырех организационных, формах: охранительно -содействующей - охраняя общественный порядок, милиция охраняет и правопорядок в области окружающей природной среды, что активно проявляется в борьбе с нарушителями правил охоты, рыболовства, лесопользования, санитарного режима; охранительно-контрольной - охрана окружающей природной среды осуществляется путем выполнения контрольной функции специально уполномоченными органами; охранительно-договорной - по договорам с предприятиями, организациями, учреждениями милиция берет на себя обязанности по охране объектов экологического значения: санитарно-защитных зон, водоемов, государственных заповедников; регулятивной - регулирование экологических отношений на основе нормативных актов МВД РФ, изданных в пределах компетенции МВД РФ, обязательных для всех других предприятий, организаций, граждан независимо от их подчинения. В механизме правоохранительных органов, выполняющих функции охраны окружающей природной среды, арбитражный суд занимает особое место. Если производственно-хозяйственная деятельность является основным источником деградации окружающей среды, то арбитражный суд, рассматривающий имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, призван активно содействовать укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы. По Закону об арбитражном суде его задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях. Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью, рекреацией либо их запретом, являются предметом рассмотрения арбитражного суда. Их особенность заключается в том, что они направлены на защиту не экономических интересов ресурсопользователей, а на охрану и возмещение экологических интересов общества в чистой, здоровой и продуктивной природной среде. По структуре эколого-хозяйственные дела подразделяются на пять категорий: о взыскании ущерба, причиненного загрязнением водных ресурсов; о взыскании ущерба, причиненного уничтожением, повреждением рыбных запасов; о взыскании ущерба, причиненного загрязнением, порчей земель, уничтожением плодородного слоя почвы и невыполнением обязанности по рекультивации земель; о взыскании ущерба, причиненного уничтожением или существенным повреждением лесных массивов; о взыскании ущерба, причиненного уничтожением диких животных и птиц ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|