Стратегическая пирамида: сущность, цель и задачи.
Существуют несколько подходов к классификации стратегий. Наиболее распространенным подходом является основанный на иерархическом признаке, т.е. в зависимости от уровня управления (рис. 4.2).
Диверсифицированная Однопрофильная фирма фирма Рисунок 4.2 – Классификация стратегий фирмы Корпоративная стратегия – стратегия предприятия в целом, пути достижения определенных позиций в различных отраслях, подходы к управлению отдельными направлениями бизнеса, комбинация которых позволяет воспринимать предприятие как единое целое. Для разработки корпоративной стратегии необходимо определить стратегическое видение, миссию и ценности предприятия, которые выражаются в конкретных стратегических, финансовых и иных целях предприятия. Корпоративная стратегия должна определять, в каких отраслях предприятие намерено конкурировать, и каким образом будут взаимосвязаны разные направления бизнеса. Корпоративная стратегия устанавливает иерархию и важность направлений бизнеса и как следствие – порядок распределения ресурсов между ними. Бизнес-стратегия – комплекс мер и подходов для эффективного функционирования в рамках определенного направления бизнеса предприятия с определением путей создания долгосрочного и стабильного конкурентного положения на рынке. Бизнес-стратегия включает следующие элементы: деятельность по обеспечению конкурентных преимуществ, активные мероприятия по опережению конкурентов, адаптивную реакцию на изменения условий макро- и микросреды функционирования, формирование партнерств и стратегических альянсов с другими предприятиями, определение и изменение географического охвата потребительских рынков. Функциональная стратегия – стратегия для каждого функционального подразделения определенного вида бизнеса предприятия. Функциональная стратегия направлена на достижение и укрепление специфических компетенций, служащих для поддержания положения предприятия на рынке. К функциональным стратегиям относят маркетинговую стратегию, финансовую, производственную, инновационную и др. Подробное описание и анализ функциональных стратегий помогают выяснить, как и в какой степени они соответствуют бизнес-стратегии и дают возможность сосредоточиться на координации различных функций и процессов. Операционная стратегия – стратегия, которая определяет принципы управления звеньями организационной структуры и решения стратегически важных оперативных задач (закупка, управление запасами, транспортировка и др.). Операционные стратегии являются основанием стратегической пирамиды, дополняют и детализируют стратегии более высоких уровней, а также способствуют их реализации. Ответственность за разработку операционных стратегий возлагается на руководителей среднего звена, реализация осуществляется после рассмотрения и одобрения вышестоящим руководством. Следует отметить, что разработка стратегии предприятия, как правило, осуществляется сверху вниз: корпоративная стратегия – бизнес-стратегии – функциональные стратегии – операционные стратегии. Данный подход позволяет на каждом этапе осуществлять декомпозицию целей более высокого уровня, осуществлять на их основе разработку соответствующих стратегий и тем самым сохранять согласованность и взаимосвязи между уровнями управления предприятием. Стратегия предприятия должна быть направлена на использование сильных сторон и потенциала предприятия, способствовать охвату незанятых пространств рынка и использованию благоприятных внешних возможностей, а также на нейтрализацию слабых сторон предприятия и снижение негативных последствий внешних угроз. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|