Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегии малых предприятий



Вступление в открытую конкурентную борьбу с крупными фирмами для мелкого и среднего бизнеса чрезвычайно опасно, если не сказать больше – заранее обречено на провал. Однако наличие большого числа малых и средних предприятий в хозяйственной деятельности является показателем того, что эти предприятия имеют рыночные перспективы и часто действуют на рынке весьма успешно. Выживаемость таких предприятий обуславливается, прежде всего, гибкостью их производственной стратегии, в том числе инновационной. Их направленность – сведение до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использование фактора мобильности при выпуске инновационного продукта или продукта, востребованного широким потребителем.

Анализируя стратегии малых предприятий, можно выделить четыре основных вида:

– стратегия копирования;

– стратегия оптимального размера;

– стратегия участия в продукте крупной фирмы;

–стратегия использования преимущества крупной фирмы.

Стратегия копирования(«ложный гриб»). Оригинальный продукт, выпускаемый большой фирмой, имеющий большой спрос на рынке, становится объектом подделки и выпускается уже малыми предприятиями.

Стратегия оптимального размера(«премудрый пескарь») заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков, тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытовых услуг, ориентированные, в частности на удовлетворение узкоспециализированного или особого спроса: единичные заказы, индивидуальные и элитные товары, услуги и стили, выпуск нестандартного оборудования или малосерийных изделий, реализация начальных этапов высокорискованных проектов и т.д.). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска, нетехнологичности.

Стратегия участия в продукте крупной фирмы(«жалящая пчела»). В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлов и комплектующие у малых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику ограничения доли оборота, приходящейся на одного крупного клиента. Согласно этой установке они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%.

Стратегия использования преимуществ крупной фирмы(«хамелеон»). Исследования показывают, что более половины вновь созданных предприятий распадается из-за недостатка финансовых ресурсов, из-за неумения управлять и планировать, ориентироваться в ситуациях рыночной экономики. Выход может быть найден с помощью системы взаимовыгодного партнерства крупного и малого предпринимательства, нового метода ведения бизнеса – франчайзинга. Используя стратегию «хамелеона», малая фирма как бы окрашивается в цвет известной крупной фирмы. Она производит продукт или продает его под маркой своего покровителя, что в экономике и получило название франчайзинга.

Франчазинг –это система договорных отношений между крупной и мелкой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса, предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях, сдает в аренду свое оборудование. Малая фирма обязуется иметь деловые контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес «по правилам» этой крупной фирмы и перечислять определенную договором долю от суммы продаж в пользу крупной фирмы.

Как правило, крупная фирма требует от такого малого предприятия первоначального крупного вознаграждения за правило оперирования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.