Здавалка
Главная | Обратная связь

Руководство православной христианской церковью (церковная иерархия)



ТЕМА 4. Развитие культуры на белорусских землях в X—XIII вв.

План

Распространение христианства.

Письменность. Рукописные книги.

Религиозные просветители: Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.

Каменное зодчество. Фрески.

Древнее искусство.

1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. Еще в 907 г. воины Полоцка были союзниками киевского князя Олега в походе на столицу Византии город Царьград (Константинополь, современный Стамбул), где могли познакомиться с христианством. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) принял христианство. В связи с этим он отказался от многоженства и выслал одну из своих жен. Рогнеду, вместе с сыном Изяславом в построенный для них город Изяславль (нынешний Заславль Минской области). В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — церковный округ. Рогнеда и ее сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство на восточнославянских землях распространялось на протяжении нескольких столетий, противоборствуя с язычеством. Его еще называли многобожием, или поганством (от поганый — разгрязненный), в сравнении с «чистой» христианской верой. Две религии сосуществовали долгое время (с X по XIII в.), поскольку язычество имело глубокие древние корни. По этой причине новая вера вводилась сначала насильно, а языческие идолы — каменные или деревянные скульптурные изображения божков — разрушались.

2. Потребность в знаниях и письменности на белорусских землях возникла в связи с образованием сильного Полоцкого княжества, укреплением княжеской власти, развитием хозяйства. Начиная с XI в, в Полоцкой земле стала распространяться кирилличная азбука

(содержала 43 буквы), составленная в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием. Об этом свидетельствовали, например, надписи на так называемых «Борисовых камнях», найденных в русле Западной Двины, а также надпись на «Рогволодовом камне» возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены археологами в Витебске и Мстиславле. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане. В первой половине XI в. началось летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII п. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на Немиге и других событиях из истории восточных славян. Есть сведения, что существовала Полоцкая летопись, но она не сохранилась до наших дней. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI в. «Туровское Евангелие», украшенное заставками — разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент — специально изготовленная кожа телят. Обложкой были две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

3. Распространению письменности содействовали религиозные просветители. Сознательно жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручить ее с одним из князей, она избрала путь служения Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получила имя Евфросиния. Позже она основала в Полоцке женский и мужской монастыри и организовала переписывание церковных книг. Занятие это было в то время трудное, на переписывание одной книги иногда уходила вся человеческая жизнь. Евфросиния стала первой известной нам женщиной - книгописцем. Для молодых женщин в монастыре она открыла школу. Уже на склоне жизни Евфросиния совершила религиозный подвиг — отправилась в дальнее и тяжелое путешествие на Святую землю — Иерусалим. Евфросиния Полоцкая (около 1104 — 1167)— первая из восточнославянских женщин, которую православная церковь провозгласила святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти.

Выдающимся религиозным просветителем был туровский епископ Кирилл (около 1113 — после 1190). Он замуровался в небольшой монастырской башне (столпе, имевшем несколько этажей) и жил отшельником-столпником. Кирилл Туровский не только читал здесь книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, а также молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер наставления. В этих произведениях он выражал свое отношение к поведению людей с точки зрения христианской морали. За красноречие Кирилла Туровского еще при жизни прозвали «Златоустом, который паче всех засиял па Руси».

4. Выдающимся памятником каменного зодчества (зданием, возведенным из камней и кирпича, скрепленных раствором) на территории Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Он был построен в середине XI в. при князе Всеславе Чародее и является примером полоцкой архитектурной школы. Слово «София» означает «Божественная мудрость», которая, по представлению верующих, руководит миром. Это был третий храм такого типа на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий. Полоцкая София имела, как предполагают исследователи, пять или семь куполов (последнее число определяется по количеству семи христианских таинств — крещения, брака, покаяния и др.). При строительстве собора был использован плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. Полоцкая София за свою историю несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в сильно измененном виде.

На протяжении XII в. в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных церковных строений. Одним из таких стала Спасская церковь, построенная по заказу Евфросинии Полоцкой за 30 недель зодчим Иоанном (Иваном). Она имела ярусный башнеподобный вид. Слово «Спас» означает спасение. Сегодня в этой церкви хранятся мощи (останки) святой Евфросинии Полоцкой. Спасская церковь также не раз перестраивалась, но фрески с изображениями снятых и возможно, самой Евфросинии Полоцкой сохранились в неизменном виде. Примером гродненской архитектурной школы является Коложская церковь, построенная в XII в. в Гродно. Ее еще называют Борисоглебской в честь невинно убиенных князей братьев Бориса и Глеба, считавшихся заступниками воинов. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, создававшими определенный рисунок. Особенностями церкви являются круглые столбы и большое количество голосников— глиняных горшков, вмурованных в стены для того, чтобы хорошо были слышны молитва и голос священника. Голосники также облегчают конструкцию самой церкви. Церковь планируется реконструировать в первоначальном виде.

Памятником оборонительного зодчества является Каменецкая, башня на Брестчине. Она была построена в XIII в. Имела высоту 30 м., в диаметре — 13 м, толщину стен — 2,5 м. Могла вместить большой гарнизон. Через бойницы в стене можно было вести обстрел вражеского войска. Похожие башни известны в Западной Европе под названием «донжон». Очень часто Каменецкую вежу называют «Белой вежей», что не совсем соответствует действительности, поскольку она была возведена из желтого и коричневого кирпича. Возможно, сначала она была построена из бревен, позже побеленных. А покрашена в белый цвет Каменецкая вежа была только во второй половине XX в. Сегодня она вновь приобрела свой первоначальный вид.

5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. Крест был изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность обложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми кириллицей надписями. На золотых пластинах изображены лики святых, исполненные разноцветными эмалями.

В кресте находились святые для каждого верующего христианские реликвии: кусочек дерева из креста, на котором был распят Иисус Христос, частички мощей святых. История креста Евфросинии Полоцкой трагична. Его много раз прятали и перепрятывали в связи с вражескими нашествиями. В начале Великой Отечественной войны крест исчез и до сегодняшнего времени не найден. Ведутся его поиски. В наше время образ креста воссоздал брестский художник-ювелир Николай Кузьмич. После освящения данный крест (как и крест Богши) стал христианской святыней и хранится в Спасской церкви Евфросинневского монастыря. Крест Евфросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью. К предметам искусства того времени относились также женские украшения, костяные и деревянные шахматные фигурки, образки, которые носили верующие на груди.

Понятия и термины.

Религия— мировоззрение и мироощущение человека, вызванные ве­рой в бога (богов) и его (их) сверхъестественные возможности.

Язычество (поганство)— религиозные верования древних народов. "Название происходит от церковнославянского слова «языци», под ко­торым понимались народы. Термин «поганство» происходит от латин­ского «поганус» (язычник). Язычество включает в себя религиозные представления: анимизм, фетишизм, тотемизм и др. Язычниками по­читались огонь, солнце, луна, звезды, гром, птицы, животные. Особен­ность язычества — многобожие — вера во многих богов.

Пантеон— совокупность всех богов того или иного культа.

Капище (святилище)— место, где язычники почитали своих богов и приносили им жертвы.

Идолы— образные изображения богов, которым поклонялись языч­ники. Делались из дерева, камня, глины, кости в виде больших или ма­леньких фигур богов.

Вещун— так назывался у язычников человек, осуществлявший культовые обряды.

Тризна— у язычников прощание с покойником в виде военной игры или состязания. После тризны устраивались поминки, на которых че­ствовали (поминали) покойника.

Христианство— религия, в основе которой лежит учение Иисуса Хри­ста. Зародилось на территории Римской империи (в Палестине) в I в. н. э.

Храм— культовое строение для выполнения религиозных обрядов (церковь, костел, мечеть, синагога).

Церковь1)религиозная организация, объединяющая последовате­лей христианской веры; 2) здание, в котором осуществляются христи­анские богослужения.

Православие— одно из основных направлений в христианстве (вме­сте с католицизмом ипротестантизмом). Оформилось в 1054 г. после раздела христианства на западную (католическую) ивосточную (пра­вославную) церкви. Православие как государственная религия вводи­лось на белорусских землях с конца X в. Началом истории православ­ной церкви на территории Беларуси считается основание Полоцкой епархии в 992 г.

Патриарх— высшее духовное лицо, руководитель православной церкви.

Митрополит— руководитель крупной православной епархии (митро­полии), подчиняется непосредственно патриарху.

Киевский митропо­лит— руководитель православной церкви у восточных славян. Епископ— руководитель православной епархии или церковного округа.

Священник— лицо, возглавляющее церковный приход. Под руковод­ством священника в церкви осуществляются богослужения.

Епархия— церковный округ. Десятина — налог населения в пользу церкви.

Икона— изображение Бога или святого в виде портрета как предмет религиозного поклонения.

Алтарь— главная восточная часть церкви, отделенная от общего поме­щения иконостасом.

Отшельник— верующий человек, живущий в изоляции от других людей. Столпничество— название религиозного подвига Кирилла Туров­ского, который закрылся в монастырской башне и долгое время жил 15 изоляции, читал книги и писал свои поучения.

Библия — исторический памятник письменности, собрание сочине­ний иудейской и христианской религий, где изложены основы веро­учения.

Языческие боги

Перун— главный бог у восточных славян в VI—X вв., бог грома, мол­нии, грозы, военных дел.

Волос (Велес)— бог животноводства и богатства.

Ярила— бог весеннего плодородия и плодовитости животных.

Сварог— бог неба.

Дажбог— бог солнечного света.

Хорс— бог солнца.

Стрибог— бог ветра.

Тётя— божество благополучия и семейной жизни.

Лёля (Лада)— божество весны, любви, девичьей красоты, опекунша брака и семьи.

Мокошь— женское божество плодородия и домашнего очага.

Ярила, Купала, Овсень, Коляда— божества определенной поры года (весны, лета, осени и зимы).

Юрий— опекун животных и земледелия (в христианский период сменил Ярилу).

Кириллица— древняя славянская азбука, которая легла в основу бе­лорусского, русского, украинского и других алфавитов. Название про­исходит от имени славянского просветителя IX в. Кирилла, создавше­го эту азбуку.

Летопись— историческое повествование, в котором запись событий размещена по годам.

Хроника— историческое повествование, где летописец отступал от за­писи по годам.

Житие— биографии людей, канонизированных (причисленных к ли­ку святых) христианской церковью.

Притча— небольшое религиозное произведение поучительного харак­тера.

Агиография— литературный жанр средневековья; церковная литера­тура, описывающая жизнь святых, их подвиги и страдания. Евангелие — раннехристианское произведение, в котором рассказыва­ется о жизни Иисуса Христа.

Каменноезодчество — строительство зданий из камня и кирпича, скрепленных известковым раствором.

Фрески— живопись водяными красками по свежей штукатурке.

Мозаика— картина, узор, орнамент из кусочков одинаковых или раз­ных материалов (стекла, камешков, керамических плиток), плотно прилегающих друг к другу.

Сфрагистика— специальная историческая дисциплина, изучающая печати и историю их существования.

Эпиграфика— специальная историческая дисциплина, занимающая­ся исследованием древних надписей.

Фольклор— художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отображающая его жизнь, взгляды, идеалы: устное народное творчество, музыка, театр, танец, изобразительное и деко­ративно-прикладное искусство.

Берестяные грамоты — письма, записки, документы, выполненные на коре березы.

«Вислые» печати— печати, которые отливались на пластинах из свинца, золота, серебра или воска и привешивались к документам на шнурках. Были распространены в Византии, а потом в восточнославянских землях.

Крестово-купольный тип храмов— тип культового строения, сфор­мировавшийся в Византии в VI—XII вв. Конструкционно представляет собой четыре вертикальные опоры, на которые опираются барабан и купол. Внутренняя планировка напоминает крест. В Беларуси крестово-купольные храмы известны с XI в.

Кокошники(от старославянского «кокош» курица)архитектурная деталь здания, полукруглая или килевидная искусственная зако­мара, имеющая декоративное назначение; размещаются в завершение стен, в основе шатров и барабанов куполов культовых сооружений.

Голосники —глиняные жбаны, которые вмуровывались в стены, чтобы улучшить слышимость звуков (акустику) в помещениихрама.

Пергамент — специально обработанная тонкая кожа молодыхживот­ных, на которой писали книги и документы.

Хронология

988г. — принятие христианства в Киеве как государственной религии.

992г. — основание Полоцкой епархии. Первым епископом был назна­чен Мина.

1005 г.— основание Туровской епархии. Первым епископом был на­значен Фома.

863г. — составление кириллической азбуки.

XI в. — освоение кирилло-мефодиевской письменности в Полоцкойземле.

XI в. — создана рукописная церковная книга — Туровское евангелие.

1037 г.— строительство в Киеве Софийского собора.

1055—1060гг. — строительство в Полоцке Софийского собора.

Середина XIIв. — строительство Спасской церкви в Полоцке.

1113 г.— монахом Нестором составлен летописный свод «Повесть вре­менных лет» в Киево-Печерском монастыре.

1161 г.— мастер-ювелир Лазарь Богша сделал крест по заказу Евфросинии Полоцкой.

Конец XII в.— неизвестным автором написано художественное про­изведение «Слово о полку Игореве».

 

Руководство православной христианской церковью (церковная иерархия)

Патриарх

Митрополиты

Епископы

Священники

Верующие прихожане

Письменные источники, где содержатся сведения о рас­пространении христианства на белорусских землях

Никоновская летопись— первые сведения о принятии христианства в Полоцкой земле. О полоцком князе Изяславе (умер в 1001г.) сказа­но, что он «прилежаще прочитанию божественных писаний».

Тверская летопись— предание о Рогнеде — монахине, которая последние годы своей жизни провела в монастыре под именем черницы Анастасии.

«Повесть временных лет»— установление христианства в Туровской земле. Сообщается, что после принятия христианства в Киеве князь Владимир Святославич направил в Туровскую землю приемного сына Святополка в качестве посадника, который обязан был распростра­нить здесь новую веру. Установление христианства в Туровской земле, согласно «Повести...», сопровождалось кровавыми событиями.

Киевский Патерик— текст, свидетельствующий об основании в Турове епархии (1005). Первым ее епископом называется Фома. В XII в. туровскими епископами были Игнатий, Иоаким, Кирилл Туровский, Лаврентии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.