Название храма
| Дата
постройки
| Характерные черты
|
Храм Пречистой (Десятинная церковь) в Киеве
| Конец Х в.
| Построен по византийскому образцу. Первый каменный храм, на содержание которого князь Владимир выделил десятую часть из доходов казны, отсюда и другое название церкви — Десятинная
|
Софийский собор в Киеве
| 40-е гг. XI в.
| Тип крестово-купольного храма. Строили собор привезенные в Киев византийские архитекторы, центральный купол символизирует Христа, остальные — 12 апостолов, под куполом 4 евангелиста, пишущие евангелия, ниже — 40 христианских мучеников. Собор имеет уникальную монументальную роспись. В алтаре содержится большое мозаичное изображение Божьей матери, известное под названием «Нерушимая стена». Под хорами — изображения представителей семейства Ярослава Мудрого. Фрески покрывают остальные части храма. Особый интерес представляют фрески с изображениями светских музыкантов, танцоров, сцены охоты на зверей
|
Софийский собор в Новгороде
| 50-е гг. XI в.
| Собор построен той самой артелью строителей, которая возводила Софию в Киеве. Храм имел пять куполов, которые символизировали Христа и четверых евангелистов
|
Софийский собор в Полоцке
| 50-е гг. XI в.
| Третий Софийский собор возводила артель византийских зодчих. Храм имел семь куполов, символизировавших семь обрядов — «таинств». Около угла собора находилась прямоугольная башня с лестницей, через которую попадали на хоры (своеобразный балкон) в середину помещения. Всё пространство собора разделялось 16 столбами на множество ячеек. Столбы были в форме креста. Полоцкий собор имел много общего с Новгородской Софией. Строительным материалом были плиточный кирпич и шлифованный камень. Стены внутри собора были расписаны фресками и украшены мозаикой
|
Спасо-Преображен-ская (Спасская, Спасо-Евфро-синиевская) церковь в Полоцке
| Середина XII в.
| В Полоцке сложилась самобытная архитектурная школа зодчества. Основателем этой школы являлся полоцкий зодчий Иоанн, он по заказу Евфросинии построил Спасскую церковь. Эта церковь представляла собой новый тип зданий. Круглый барабан ее купола опирался на квадратный постамент, украшенный так называемыми кокошниками килевидной формы. Они дополняли глазную особенность Спасского храма — его башнеобразный вид. В середине церковь расписана фресками. Среди них изображение Божьей Матери, «Евхаристия», «Покаяние Давида»
|
Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно
| XII в.
| Своя архитектурная школа возникла в Гродно. Стены храма — это сочетание кирпичной кладки красного цвета с вмурованными разноцветными керамическими плитками и полированными камнями. В интерьере в стены были вмурованы глиняные жбаны-голосники, которые улучшали акустику. Стены алтаря были украшены "фресками
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.