Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ рентабельности и доходности предприятия.



Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Рентабельно работающие предприятия способны вести расширенное воспроизводство.

Активы предприятия финансируются в основном за счет собственного и заемного капитала.

Ключевой индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), называется уровнем общей рентабельности.

Уровень общей рентабельности = (Общая прибыль х 100) / Активы

Этот показатель для более полной характеристики предприятия в плане его рентабельности можно дополнить индикаторами рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками:

Рентабельность оборота = (Общая прибыль х 100) / Валовая выручка

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала:

Число оборотов капитала = Валовая выручка / Активы

Уровень общей рентабельности предприятия равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

С точки зрения собственника предприятия интерес представляет окупаемость собственного капитала. Уровень рентабельности собственного капитала определяется аналогично предыдущей формуле, но при этом в качестве активов выступает собственный капитал.

Таким образом, основные направления повышения уровня общей рентабельности предприятия связаны с увеличением рентабельности оборота и увеличением числа оборотов капитала предприятия. Однако одно и то же значение показателя "уровень общей рентабельности" может быть достигнуто различными способами комбинирования ключевых индикаторов — рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

На производственных предприятиях, как правило, достаточно высока рентабельность оборота при относительно небольшом числе оборотов капитала. Это связано со значительными вложениями средств в основной капитал и достаточно длительным производственным циклом изготовления готовой продукции.

В большинстве торговых предприятиях необходимый уровень общей рентабельности достигается за счет большого числа оборотов капитала при низкой рентабельности оборота (предприятия по торговле продуктами питания и повседневного спроса).

При оценке финансово-экономического положения предприятия важным показателем является — доходность предприятия. Под доходностью в самом общем виде понимается отношение доходов (выручки) предприятия к его издержкам. В данном случае наиболее целесообразно все возникающие издержки на предприятии представлять в виде постоянных и переменных издержек.

Первым ключевым индикатором, при помощи которого можно оценить степень доходности предприятия, являетсякоэффициент покрытия.

Коэффициент покрытия = (Величина покрытия/Валовая выручка) х

x 100

Коэффициент покрытия определяется отношением величины покрытия к валовой выручке в процентах.

Величина покрытия товара — разница между ценой реализации товара и величиной переменных издержек. Соответственно под средней величиной покрытия товара понимается разность между ценой реализации единицы товара и величиной средних переменных издержек. Величина покрытия товара показывает, какая часть средств идет на покрытие постоянных издержек предприятия и на формирование прибыли.

Изучая динамику изменения коэффициента покрытия по результатам деятельности предприятия, можно оценивать перспективы предприятия. Уменьшение коэффициента покрытия на предприятии является одним из тревожных симптомов его неблагополучного положения. На уменьшение коэффициента покрытия могут влиять ряд факторов:

снижение цены реализации;

рост средних переменных издержек (как правило, связано с ростом закупочных цен);

ухудшение структуры сбыта, т.е. уменьшение в производственной программе предприятия доли товаров с более высоким коэффициентом покрытия.

Так как величина покрытия товара связана с компенсацией постоянных издержек и формированием прибыли, то можно определить такое состояние, при котором на предприятии хватает средств лишь на покрытие постоянных издержек.

Соотношение между частью величины покрытия, идущей на формирование прибыли, и постоянными издержками определяется ключевым индикатором — бесприбыльным оборотом. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации продукции, при котором прибыль у предприятия равна нулю. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам. Предыдущая формула легко трансформируется в формулу по определению величины бесприбыльного оборота (величина покрытия — постоянные издержки, а валовая выручка — бесприбыльный оборот).

Бесприбыльный оборот = (Постоянные издержки : коэффициент покрытия) х 100

Бесприбыльный оборот исчисляется в стоимостных единицах измерения и показывает минимально допустимую валовую выручку предприятия. Из формулы видно, что уменьшение коэффициента покрытия вызывает увеличение бесприбыльного оборота, что является одним из факторов, снижающих надежность деятельности предприятия. Иными словами, предприятие становится более уязвимым на случай незапланированного снижения объемов реализации продукции и соответственно уменьшения валовой выручки. Степень уязвимости предприятия в данном случае может быть определена (выражена) показателем — запас надежности.

Запас надежности = (Валовая выручка - Бесприбыльный оборот) х 100/ / Валовая выручка

38. Внутрифирменное планирование. Методологические основы планирования.

 

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т. е. от прогнозирования.

В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства. Однако эти прогнозы достаточно достоверными не были, и результат -с остояние экономики сейчас. Поэтому особенно необходимо изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.

В этих условиях формирование предприятиями производственных программ будет осуществляться на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе и на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами.

Вместо жесткой директивной формы отношений в управлении экономикой на первый план выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различная экономических рычагов:

налогов и налоговых льгот;

процентов по вкладам и ссудам;

валютного курса;

норм амортизационных отчислений и др.

Решению задач по формированию и реализации производственных программ предприятий во многом может способствовать использование маркетинга, его принципов, методов, техники. Вместе с тем, целесообразно усовершенствовать и использовать наработанную методологию планирования.

Методологические основы внутрифирменного планирования

В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования, т.е. совокупности приемов и способов разработки планов.

Основные направления совершенствования методологий планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства - снижение материалоемкости и фондоемкости , рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественное продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.

Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив - величина относительная, характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т. д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).

Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т. е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютным и величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива н т. д.) и др.

Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

Между количественными и качественными показателями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рационально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно. Нужны система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных н денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.

В системе показателей плана промышленности различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно- натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.

Широкое применение получил трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в норма часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.

 

В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стоимостных показателей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продукции, товарная и валовая продукция.

 

39. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы).

Строго регламентированного по разделам плана развития орга­низации (предприятия, фирмы) не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций ряда авторов план развитияможет включать следующие разделы:

• план производства продукции (производственная программа);

• план по маркетингу;

• план научных исследований и разработок;

• план инвестиций и капитального строительства;

• план по внешнеэкономической деятельности;

• план материально-технического обеспечения;

• план по труду и кадрам;

• план по издержкам производства и реализации продукции;

• финансовый план;

• план охраны природы и экологических мероприятий.

Центральный раздел плана развития предприятия — план произ­водства продукции(производственная программа), в котором уста­навливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается даль­нейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место вразделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

План по маркетингу — относительно новый раздел плана разви­тия. В нем приводится прогноз развития целевого рынка, опреде­ляются наиболее значительные преимущества и существенные не­достатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.

В плане формулируются основные виды используемых предпри­ятием маркетинговых стратегий. В их числе: диверсификация, т.е. расширение номенклатуры продукции, производимой предприяти­ем; более глубокая сегментация рынка; масштабы и темпы расши­рения деловой активности и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. В плане также содержатся мероприятия по про­ведению рекламы.

Важная часть плана развития предприятия — план научных ис­следований и разработок.Главное его назначение — ускорение на­учно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механиза­ции и автоматизации производственных процессов, научной орга­низации труда.

Большое значение в современных условиях приобретает внедре­ние вычислительной техники. В плане развития науки и техники предусматриваются важнейшие мероприятия по созданию автома­тизированных систем управления; концентрации средств вычисли­тельной техники на важнейших объектах; увязке проводимых меро­приятий. Неотъемлемая часть этого раздела — планирование стан­дартизации и метрологического обеспечения.

Показатели плана научных исследований и разработок: продукция, осваиваемая производством впер­вые в стране; уровень механизации и автоматизации труда с выде­лением основного и вспомогательного производства; относитель­ное уменьшение численности работников, рост производительно­сти труда и снижение себестоимости товарной продукции в пла­нируемом периоде в результате мероприятий, повышающих тех­нический уровень производства, а также специфические для пред­приятий промышленности и производств показатели качества вы­пускаемой продукции, использования оборудования, материало­емкости производства, производительности труда в натуральном выражении и др.

План инвестиций и капитального строительства предусматрива­ет вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооруже­ние действующего производства — модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и авто­матизацию производственных процессов.

Основные показатели плана: объем требуемых инвестиций, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственногоназначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях в результате их технического перевооружения и осу­ществления организационно-технических мероприятий; объем ка­питальных вложений и строительно-монтажных работ; объем неза­вершенного производства.

Каждое предприятие в той или иной форме может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Планирование этой деятель­ности происходит в соответствующем разделе плана развития пред­приятия — плане по внешнеэкономической деятельности. Формами такой деятельности могут быть:

• внешняя торговля;

• международное инвестиционное сотрудничество;

• международное перемещение трудовых ресурсов;

• международное производственное сотрудничество;

• валютные и финансово-кредитные операции.

Наиболее перспективной формой, по нашему мнению, является международное производственное сотрудничество. Оно включает пе­редачу лицензий на использование прав, продажу и покупку ком­плектующих деталей, узлов и изделий, совместное проведение науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), создание совместных предприятий, осуществление кооперации ме­жду предприятиями и пр.

План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и по­требление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

Потребности производства в материальных ресурсах, их рас­пределение и использование должны определяться на основе про­грессивных технически обоснованных норм расхода сырья, мате­риалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных норма­тивов использования оборудования, машин, механизмов. План материально-технического обеспечения разрабатывается с расче­тами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топли­ва, энергии.

При разработке плана по труду и кадрам главная задача — пре­дусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повыше­ния его эффективности. Показатель производительности труда рас­считывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другой важный показатель данного раздела — фонд зара­ботной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребности предприятий в рабочей ; силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.

Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны. Обобщающим разделом плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции. При его разработке ставится задача всемерно-1; го повышения эффективности производства, наиболее рациональ­ного использования материальных, трудовых и финансовых ресур­сов. Непосредственная цель планирования себестоимости — экономически обоснованное определение величины затрат на производ­ство, необходимых для изготовления предусмотренной планом про­дукции, а задача планирования прибыли — исчисление величиныдохода, получаемого в результате производственной и иной деятельности.

План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, научных исследований и разработок и других разделов.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование, основных производственных фондов, задание по прибыли. Важная часть финансового плана — кредитный план.

Важное значение для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет заключительный раздел плана развития предприятия —план охраны природы и экологических мероприятий, включающий такие на­правления, как: охрана и рациональное использование водных ресур­сов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использо­вание земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. Этот план предусматривает широкое внедрение малоотход­ных и безотходных технологических процессов, развитие комбиниро­ванных производств, обеспечивающих полное и комплексное ис­пользование природных ресурсов, сырья и материалов, исключаю­щих или существенно снижающих вредное воздействие на окружаю­щую среду.

 

 

42. .Разработка производственной программы.

 

В условиях рыночной экономики производственная про­грамма предприятия тесно связана с такими понятиями, как спрос и предложение, со способами их координации и приспособления друг к другу. Важно учитывать непрелож­ный закон рынка: спрос и предложение товара на рынке регулируются его ценой, и наоборот, цена товара зависит от спроса на этот товар и предложения его на рынке.

Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает го­товность покупателя в данный отрезок времени приобре­тать товар по каждой из предложенных на рынке цен. Пред­ложение также характеризуется с помощью шкалы. В ней представлены разные количества продукта, которые про­изводитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период. Вза­имодействие спроса и предложения, их координация осу­ществляются на основе ценового механизма и конкурен­ции. Это взаимодействие приводит к формированию рав­новесной цены, при которой величина спроса и предложе­ния сбалансирована. Это классическая схема работающего рынка.

Рыночные законы еще не работают в нашей экономике, которая к тому же продолжает оставаться высокомонополизированной. Поэтому планирование производственной про­граммы должно опираться не на закон спроса и предложе­ния, а на сложившуюся в данный плановый период хозяй­ственную ситуацию на предприятии. Планирование произ­водственной программы предприятия начинается с анализа результатов работы в текущем (базовом) году. Отчетные дан­ные анализируются и сопоставляются с показателями годо­вого плана по производству и реализации продукции, цене, качеству и ассортименту продукции, эффективности произ­водства. При планировании производственной программы надо изыскать возможности для роста эффективности про­изводства: повышения производительности труда за счет лучшей его организации, механизации и автоматизации производства, сокращения всех видов организационного простоя производства; улучшения использования активной части основных фондов по времени и в единицу времени; сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов; совершенствования систем управления и планирова­ния производства.

Разработка производственной программы предприятий разных отраслей промышленности имеет свои особенности, вытекающие из характера выпуска продукции и специфи­ки организации производственного процесса. Так, в еди­ничном производстве планирование производственной про­граммы затруднено отсутствием к моменту ее составления точно установленной номенклатуры или комплектности изделий и поэтому она постоянно уточняется по мере их поступления и в ходе технической подготовки производст­ва отдельных заказов.

В условиях серийного производства, когда в процессе из­готовления находится несколько изделий и постоянно осва­ивается производство новой продукции, производственную программу надо разрабатывать и распределять по кварта­лам, обеспечивая укрупнение серии и сокращение номенк­латуры одновременно изготовляемых изделий. В поточном производстве производственная программа разрабатывает­ся по заводу и цехам одновременно.

В то же время в методике разработки производственной программы предприятий различных типов производства мно­го общих положений. В этой связи рассмотрим порядок раз­работки производственной программы применительно к ма­шиностроительному предприятию.

Базой для разработки производственной программы яв­ляются следующие исходные данные. Прежде всего, это про­гноз спроса и предложения по номенклатуре, количеству и срокам выпускаемой продукции. На этой основе разраба­тываются мероприятия по специализации и кооперации про­изводства. Прогнозирование конъюнктуры рынка является сложной социально-экономической задачей даже в услови­ях развитого рынка. В условиях же перехода к рынку, в условиях инфляции, скачкообразного роста цен на все виды ресурсов, отсутствия достоверных данных о покупательной способности разных социальных групп населения, наличия фактически ничем не сдерживаемой монополизации произ­водства сложность этой задачи возрастает многократно. Важ­ной исходной базой для разработки производственной про­граммы являются расчеты уровня имеющейся производ­ственной мощности.

Планирование производственной программы опирается на план капитальных вложений (инвестиций), который оп­ределяет объем реконструкции или технического перевоору­жения действующего производства, нового строительства с учетом принятых решений по специализации и коопериро­ванию производства. Если планируется освоение новой, модернизация уже выпускаемой продукции, то необходимо учитывать календарный график технической подготовки производства, который включает в себя его конструкторс­кую и технологическую подготовку.

Многие изделия предприятий машиностроительного ком­плекса имеют длительный производственный цикл, поэто­му при разработке производственной программы надо учи­тывать планово-календарные расчеты длительности произ­водственных циклов главных видов изготовляемых изделий, необходимые для разработки программы запуска и выпуска изделий.

Величина незавершенного производства и правильное ее распределение по стадиям производственного процесса име­ют важное значение для обеспечения нормального хода про­изводства на предприятиях, так как завышение остатков незавершенного производства вызывает замедление обора­чиваемости оборотных средств, а недостаток — нарушает равномерный ход производства, вызывает простои рабочих и оборудования. Все это определяет значение величины не­завершенного производства при планировании производ­ственной программы предприятия.

Технический паспорт предприятия, характеризующий в разрезе цехов наличие и состояние имеющихся производ­ственных площадей, также является важным документом при планировании производственной программы. При раз­работке производственной программы, особенно в условиях резкого снижения спроса на продукцию, необходимо учи­тывать сведения об остатках готовой нереализованной про­дукции на складах предприятия.

Имея вышеперечисленные исходные данные, планово-производственный отдел предприятия, если предприятие не­большое или среднее, а на крупных предприятиях – про­изводственный отдел – разрабатывает годовую производственную программу в следующей последовательности. В первую очередь определяют задание по выпуску готовых изделий, исходя из имеющегося портфеля заказов, соглас­но заключенным договорам, при этом выделяют: а) основ­ную продукцию, на выпуске которой специализируется пред­приятие; б) продукцию на экспорт; в) вновь осваиваемые изделия серийного производства; г) производство опытных образцов; д) изделия с улучшенными характеристиками; е) товары народного потребления.

Далее определяют объем работ по поставкам полуфабри­катов, выпускаемых в порядке кооперирования с другими предприятиями. Правильное установление кооперированных связей между предприятиями, выполнение обязательств в срок при высоком качестве продукции является важней­шей предпосылкой повышения эффективности производства.

Следующий раздел производственной программы пред­приятия – работы промышленного характера и услуги, ока­зываемые сторонним организациям. В этих работах и услу­гах наибольший удельный вес приходится на капитальный ремонт и модернизацию оборудования и транспортных средств своего предприятия, а также отпуск на сторону воды, пара, сжатого воздуха.

В производственной программе предусматривается так­же прочая продукция, в состав которой входит реализуе­мая на сторону продукция подсобных для машинострои­тельного предприятия производств, например, многие ма­шиностроительные заводы, расположенные в районах вы­рубки леса, ведут самостоятельно лесоразработки. В итоге устанавливается общий объем товарной продукции в нату­ральном и стоимостном выражении. В процессе разработки производственной программы предприятия решаются узло­вые вопросы специализации и кооперирования производст­ва. Производственная программа предприятия составляет­ся обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

При распределении годовой производственной програм­мы по кварталам руководствуются рядом принципов:

1. Целесообразность концентрации однородной продук­ции по кварталам (месяцам) с тем, чтобы создать наилуч­шие условия для специализации рабочих мест и совершен­ствования методов организации производства.

2. Производство продукции, выпускаемой в четвертом квартале отчетного года, по возможности, должно продол­жаться в первом квартале следующего года, что позволит сократить расходы на подготовку производства к ее изго­товлению, более полно использовать оборудование в этих кварталах.

3. Предусматривать значительный рост выпуска продук­ции в квартале, в котором намечается ввод в действие ново­го оборудования, производственных площадей согласно гра­фику начала и окончания работ.

4. Учитывать сроки выпуска изделий с заключенными договорами на их изготовление, календарным планом тех­нической подготовки производства, чтобы избежать штраф­ных санкций за срыв сроков поставки продукции.

5. Обеспечить нарастание среднеквартального выпуска продукции с учетом количества рабочих дней и возраста­ния общего объема производства но кварталам, что должно способствовать равномерному процессу производства и рит­мичному выпуску продукции.

На основе квартальной составляется месячная производ­ственная программа предприятия по выпуску продукции. Составление месячной программы производится с учетом ряда дополнительных исходных данных: постановлений правительства о включении в план производства госпредп­риятия изделий, не предусмотренных квартальной програм­мой; уточнений, вносимых заказчиком по заключенным до­говорам на поставку продукции; анализа отчетов о факти­ческом выполнении календарного графика технической под­готовки производства и о выполнении плана организацион­но-технических мероприятий; анализа отчетов об ожидае­мом выполнении предыдущей квартальной программы.

В рыночной экономике очень динамично изменяется конъюнктура рынка, поэтому в течение года в производ­ственную программу постоянно вносятся изменения, допол­нения с учетом вновь появившегося спроса, изменения уров­ня конкуренции.

Утвержденная директором предприятия годовая, квар­тальная, месячная программы составляют основу межцехо­вого и внутрицехового планирования, позволяют устанав­ливать задания на выпуск продукции по всем основным и вспомогательным цехам предприятия.

 

43. Содержание и порядок разработки бизнес - плана, (общая характеристика) 44. Бизнес - план (1-3 разделы)

45.Бизнес - план (4-6 разделы)

 

Обычно основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования — это оценка инициаторами проекта:

1) возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);

2) потенциальных потребителей;

3) конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

4) своего сегмента рынка;

5) срока окупаемости капиталовложений;

6) достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.

Если у инициаторов проектов ничего, кроме документации, нет, то требуется еще более взвешенная оценка эффективности осуществления бизнес-идеи, особенно в части перспектив удержания позиций в избранном сегменте рынка.

Бизнес-план может быть сложным по составу включаемых в него разделов и подлежащих решению вопросов. Все определяется сложностью или простотой самой бизнес-идеи. Как правило, добротно составленный бизнес-план включает в себя девять разделов:

1) титульный лист;

2) вводную часть;

3) анализ отраслевого рынка товаров;

4) изложение существа проекта;

5) обоснование производственного плана;

6) план маркетинга;

7) организационный план;

8) оценку рисков реализации проекта;

9) финансовый план.

Общий объем бизнес-план как официального документа примерно два-дцать пять страниц машинописного текста. На титульном листе обычно отражают такую информацию: название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, имя и телефон директора предприятия, суть проекта (очень кратко), общая стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, кредиты), заявление о коммерческой тайне. Весь лист включает не более двадцати пяти строк.

Во вводном разделе дается краткое резюме проекта или убедительное доказательство его выгодности. На трех-четырех страницах вводного раздела инициатор проекта должен показать умение явно представить ус-пех реализации идеи в глазах инвестора. Инвестор должен «загореться» идеей, почувствовать существенную выгоду конечных результатов предпринимательства.

Анализ отраслевого рынка товаров предназначен для оценки емкости рынка. Около трех страниц текста бизнес-плана посвящается информации о динамике продаж товара, прогнозов на ближайшее время.

В разделе о существе проекта примерно на пяти страницах излагается информация о товаре, его отличиях от импортных товаров, указываются сведения о патентах, торговом знаке, об условиях возможного экспорта товара. Дается характеристика места размещения производства и способов транспортировки товара до мест его розничной и оптовой продажи. В случае необходимости капиталовложений требуется обосновать объемы строительно-монтажных работ, привести сведения о подрядчике и аргументы в пользу его надежности. Здесь же дается оценка потребности предприятия в персонале компании. В конце раздела дается краткое обоснование главных причин, обусловливающих успех реализации бизнес-идеи.

В разделе о производственном плане (около пяти страниц) требуется привести аргументы, доказывающие продуманность производственного процесса по всей технологической цепочке от поставок сырья, оборудова-ния, энергоресурсов до обеспечения экологической и технической безопасности. Немаловажным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.

В разделе маркетинга (четыре-пять страниц) должно быть убедительно доказано, что реализация товара глубоко продумана и не встретит серьезных затруднений. В этом разделе отражается информация о конечных потребителях продукции, характере спроса, причинах предпочтительности товара по отношению к товарам конкурентов. Анализируются факторы, определяющие спрос на товар, воздействие на него технологических, экологических, законодательных и других изменений. Особое внимание уделяется стратегии противодействия конкурентам. В конечном счете, обосновывается цена товара, дается описание организации сбыта, оцениваются рекламные расходы и ставятся цели по выходу на требуемый уровень ключевых показателей в ближайшие три года.

В разделе, посвященном организационному плану, на двух-трех страницах раскрываются основы правовой формы функционирования предприятия. Наряду с формой собственности указываются пайщики, принадлежащие им доли, количество выпущенных акций и их распределение среди акционеров в порядке открытой подписки. Обычно в этом разделе приводится информация о членах совета директоров, о лицах, обладающих правом подписи финансовых документов, о распределении обязанностей между членами высшего административного персонала.

Очень важным является раздел (три-четыре страницы) по обоснованию разумности допустимых уровней предпринимательских рисков. Предпринимательские риски весьма разнообразны, и их совокупное воздействие на результаты деятельности фирмы оценить сложно. Для решения этой задачи часто риски подразделяют на общие и простые. Общий риск проекта понимается как составленный из множества простых рисков: технических, управленческих, финансовых, экологических, поли-тических, международных. Как правило, общий риск оценивается в баллах по специально разработанной для этих целей методике. Такая методика может представлять значительную ценность для предприятия и является коммерческой тайной.

Ключевым разделом бизнес-плана, безусловно, считается финансовый план. Он излагается примерно на пяти страницах и включает информацию о плане доходов и расходов, связанных с производством и реализацией товара в течение определенного времени его жизненного цикла, о балансе доходов и расходов по отдельным товарам (если их несколько), о рентабельности и сроке окупаемости проекта. Все расчеты в финансовом разделе должны подтвердить, что, начиная с некоторого уровня производства товара, его выпуск будет приносить прибыль. Для этого проводится расчет точки самоокупаемости проекта по формуле: Удельные переменные издержки определяются как частное от деления переменных издержек на объем продаж товара в натуре. Точка самоокупаемости характеризует и минимально доступный размер предприятия, ниже которого бизнес становится неэффективным.

Завершающим этапом бизнес-планирования является оформление инве-стиционного предложения. Инвестиционное предложение — это анкета установленной формы, в которой инициатор проекта излагает основные сведения, способные заинтересовать инвестора и убедить его в целесообразности вложения капитала. В этой анкете указываются основные сведения об инициаторе проекта (фамилия, почтовые реквизиты фирмы, юридический статус компании, ее организационно-правовая форма), краткая характеристика объекта капиталовложений, финансовые ожидания (доходность капиталовложений, срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли за время жизненного цикла товара), а также другие необходимые инвестору сведения. Инвестиционное предложение направляется инвестору вместе с бизнес-планом для ознакомления и принятия решения по участию или неучастию в реализации воздвигнутой идеи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.