Здавалка
Главная | Обратная связь

тема: Основные подходы и методы оценки стоимости П/п



1.Классификация подходов и методов оценки

2.Обоснование выбора подходов и методов в процессе оценки бизнеса

К оценке бизнеса применяют три подхода:

1)сравнительный или рыночный

2)доходный

3)затратный или имущественный

Подходы к оценке являются взаимодополняющими т.к. отражают формирование стоимости объекта с различных точек зрения. Применение в процессе оценки всех затратных подходов позволяет выявить наиболее объективную и реальную стоимость объектов оценки.

В рамках каждого подходов выделяют ряд методов оценки бизнеса. Методы являются взаимоисключающими, т.к. имеют различные сферы применения а потому в рамках первого подхода может применяться только один метод.

 

 


Классификация подходов и методов к оценке бизнеса

Сравнительный подход Доходный подход Затратный подход
Ориентируется на конъюнктуру рынка и уровень конкуренции Ориентируется на доходы и инвестиционную привлекательность объекта в будущем Ориентируется на имущественное состояние п/п и объем его обязательств
Применяется при наличии сформированного активного рынка с доступной фин информацией по п/п-аналогам и специальных аналитических служб, накапливающих целевую и фин информацию о п/п-аналогах (оценка малого бизнеса, сферы торговли и услуг) Применяется при необходимости оценки коммерческого потенциала или доходности бизнеса чаще всего в целях продажи, кредитования, инвестирования (любые действующие п/п, приносящие прибыль) Применяется при отсутствии развитого рынка бизнеса при существенной имущественной базе, а также в условиях, когда соображения дохода не всегда являются основой инвестирования. (социально-ориентированный бизнес)
Метод сделок (продаж) Метод компании-аналога (рынка капитала) Метод отраслевых К Метод прямой капитализации доходов Метод дисконтирования ДП Метод стоимости чистых активов Метод ликвидационной стоимсоти
             

 

Метод сделок (продаж) ориентирован на оценку действующего п/п целиком или в большей его части (контрольного пакета акций) использует информацию о фактических сделках с аналогами

Метод компании аналога ориентирован на оценку действующего п/п применяется для оценки стоимости единичных акций или миноритарных пакетов (неконтрольных пакетов), использует информацию фондового рынка

Метод отраслевых коэф-тов ориентируется на оценку действующего п/п, используется или применяется для оценки малых и узкопрофильных компаний, использует нормативные, отраслевые, ценовые мультипликаторы или соотношения цены объекта и фин базы.

Метод прямой капитализации применяется для действ п/п со значительными накопленными активами и со стабильными ден потоками. Как правило, это зрелые компании на стадии стабилизации при этом условия внешней среды также достаточно стабильны.

Дисконтирование применяется для действ п/п на стадии роста и стабилизации с хорошими перспективами развития, однако нестабильными ден потоками.

Метод стоимости чистых активов применяется для действ п/п как недавно образованных так и зрелых, предполагает оценку стоимости активов по частям и сводится к оценке стоимости собственного капитала или чистых активов.

Метод ликвидационной стоимости применяется для п/п на стадии спада, в условиях кризиса или банкротства, учитывает сроки ликвидации юр лица и ее фин результат. Итоговая стоимость может носить как положительный так и отриц характер.

Методы сравнительного и доходного подхода основаны на анализе доходов.

Целесообразно использовать когда текущие и будущие доходы компании могут быть достоверно определены, п/п имеет устойчивый спрос на свою продукцию при этом активы п/п могут преимущественно состоять из машин, оборудования и оборотных активов. Это значит что стоимость п/п напрямую связана с предприним деятельностью и ее результативностью а для ее осщ-ния может использоваться как собственное так и арендованное имущество.

Методы затратного подхода называются методы основанные на анализе активов целесообразно использовать когда доходы п/п не поддаются точному прогнозу, п/п сильно зависит от контрактов или отсутствует постоянная клиентура, при этом оно обладает значительными матер или фин активами. В данном случае стоимость п/п напрямую зависит от имущественного состояния, т.е. чем больше имущество и выше уровень его ликвидности, тем дороже стоит компания.

 

2 вопрос: Выбор подхода и метода оценки бизнеса имеет большое значение т.к. от его целесообразности и корректности зависит точность результата оценки и возможность его применения в будущем.

Выбор методики прежде всего определяется целями оценки и дальнейшими перспективами развития бизнеса. Каждый метод имеет свои условия и алгоритмы применения, гарантирующие достоверность полученной стоимости. Однако, оценщик не обязан использовать все методы, а ограничивается теми, которые больше всего соответствуют ситуации.

Его задача обязательно обосновать выбор подходов и методов и привести обоснования в отчете об оценке.

 

Схема 1.

На 1 этапе должны быть четко определены:

1.Цель оценки, вид стоимости, доля оцениваемой собственности, объем доступной информации

2.Осущ-ся анализ внешних и внутр факторов с учетом влияния на стоимость компании.

Особое внимание уделяется отраслевым факторам, в частности правовым особенностям и перспективам развития отрасли, прошлой и ожидаемой доходности в отрасли, степень отраслевого риска, внутренние факторы анализируются на предмет оценки темпов роста доходов компании, динамике фин показателей, а также особенностей производственного процесса, поставок и сбыта.

На 3 этапе дается оценка п/п с позиции что является наиболее значим при формировании его стоимости.

4 Этап предполагает изучение рынка и совершаемых сделок с компании аналогами.

Достаточность информации по сделкам с аналогами позволяет применить сравнительный подход т.е. выбрать и рассчитать ценовые мультипликаторы.

5 Этап –в условиях неразвитого рынка для оценки доходного бизнеса как правило применяется доходный подход, выбор метода в рамках которого зависит от уровня стабильности внешней среды и динамики денежных потоков

6 Этап отражает возможность оценки, как действующих доходных объектов, так и убыточных и кризисных объектов. Ключевым фактором выбора метода в затратном подходе является с одной стороны наличие имуществ базы, а с другой перспективы развития бизнеса.

Затратный подход в современной российской практике является наиболее применимым.

7 Этап как правило в процессе оценки бизнеса оценщик использует несколько подходов и методов (максимум 3 подхода)

Различные подходы и методы дают различные варианты стоимости. Отсюда возникает задача согласования полученных результатов и выведения итоговой стоимости объекта. При этом, оценщик должен убедиться, что методы оценки используются обоснованно логично и последовательно, опираются на всю имеющуюся информацию и дают достоверные ответы на вопросы заказчика.

При этом также обязательно проверяется качество и полнота использованной информации, методика и техника расчетов а также соответствие целям оценки и видам стоимости.

Точность и достоверность итогового результата во многом зависят от квалификации и опыта оценщика.

 

 

(сравнительный ) Рыночный подход оценки бизнеса

Сравнительный подход (СП) предполагает, что ценность компании и ее активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии сформированного рынка.

СП базируется на рыночных данных о недавних сделках с аналогами и заключается в сравнении оцениваемого п/п с ними.

Основной принцип подхода-- принцип замещения: рациональный покупатель не заплатит за объект больше, чем цена аналога недавно проданного на рынке.

Точность СП зависит от объема рынка сопоставимых объектов и качества собранной информации.

В качестве ориентира оценщик использует реально сформированные рынком цены на аналоги или их акции, которые заведомо отражают производственные и фин возможности компании а также влиянием многочисленных факторов.

При этом считается что в аналогичных п/п влияние факторов на цену одинаково а значит должны совпадать соотношения м-ду ценами и фин параметрами.

 

Преимущества сравнительного подхода

1.простота расчетов

2.высокая точность и объективность результатов в условиях развитого рынка

3.эффективность при оценке новых компаний а также холдинговых и инвест. структур

4.исключение влияния эксперта-оценщика на результаты и устранение связанных с этим предположений и мнений

 

Недостатки сравнительного подхода

1)невозможность применения в условиях неразвитого рынка

2) не учитывает будущую доходность и перспективы развития компании

3)трудности в поиске действительно сопоставимых аналогов

 

Метод сделок или метод продаж используется для оценки контрольного пакета или п/п в целом, ориентируется на рыночные данные о сделках с аналогами целиком, базой расчета является цена компании в целом.

Метод рынка капитала или компании аналога используется для оценки единичных акций или минаритарных пакетов, ориентируется на информацию фондового рынка, базой для расчета служит единичная котировка или минаритарный пакет ОАО.

Метод отраслевых коэф-тов основан на использовании нормативных соотношений между ценой и фин параметрами п/п. Нормативные или отраслевые соотношения рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательско-аналитическими институтами на протяжении длительного периода времени.

По результатам наблюдений формируются зависимости цен п/п от важнейших фин параметров которые публикуются в спец аналитических сборниках.

Метод используется для экспресс-оценки малых и узкопрофильных компаний, носит вспомогательный характер, в России не применяется.

 

Алгоритм сравнительного подхода

1 этап: сбор необходимой информации и предварительный отбор компаний-аналогов

Отбор аналогов начинается с определения основных конкурентов а также информации о сделках с ними или с их акциями за прошедший год.

Критерии сопоставимости при подборе аналогов:

-климатические и территориальные особенности

-отрасль

-диверсификация производства

-положение на рынке

-технологическая база и ее гибкость

-масштабы компании

-финансовое состояние

и т.д.

2 этап: финансовый анализ и окончательный отбор компании-аналога

3 этап: выбор и расчет ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор –это коэффициент, показывающий соотношение между ценой объекта и ее финансовой базой.

В зависимости от источника информации и вида финансового показателя выделяют две группы мультипликаторов:

1.интервальные: чистая прибыль, цена на чистый доход, дивиденды

2.моментные

Выбор мультипликатора зависит от особенностей п/п а потому выделяют след рекомендации:

1.цена/выручку – он основной особенно рекомендуется для п/п сферы услуг и со схожими операционными расходами.

2.Цена на прибыль от продаж означает фин результат основной операц деят-ти компании рекомендуется для оценки непосредственно бизнеса при условии реализации п/п инвестиционного и фин направления деятельности.

3.Цена на прибыль до н/о рекомендуется для оценки компаний с различными налоговыми условиями

4.Цена /чистую прибыль рекомендуется для крупных стабильных компаний с высокой прибылью

5.Цена/чистый доход = Прибыль + амортизация. рекомендуется для компании с низкой прибылью, фондоемких производств, а также с большой долей внеоборотных активов, совокупных активов п/п

6.Цена/чистые активы рекомендуется для холдинговых и инвест. компаний

 

4 этап: Выбор усредненного мультипликатора и расчет стоимости п/п

5 этап: Внесение итоговых поправок и расчет рыночной стоимости: премия или скидка на контроль, премии и скидки, поправка на уровень ликвидности, поправка на нефункционирующие или избыточные активы.

 

Затратный (имущественный) подход к оценке бизнеса

Затратный подход рассматривает стоимость п/п с точки зрения понесенных затрат на создание точно такого же объекта.

Затраты на создание учитывают расходы на открытие и регистрацию юр лица, формирование аналогичной имущественной базы а также формирование результатов аналогичных финансовых отношений.

Стоимость п/п в рамках затратного подхода приравнивается к стоимости собственного капитала, выражается формулой Ст-ть п/п=СКрынрынтек ст-ть

СКрын-стоимость капитала рыночная

Арын- рыночная стоимость активов

Отек ст-ть-текущая ст-ть обязательств

Особенности затратного подхода:

1.наибольшая трудоемкость расчетов

2.требование большого объема дополнит информации

3.ориентация на балансовую информацию и результаты инвентаризации имущества и обязательств п/п

4.Удобство в применении для крупных промыш объектов, фондоемких производств, п/п с большими вложениями в недвижимость, а также прочие мат и фин активы.

5.Наиболее широкая сфера применения, т.к. подходит для оценки с одной стороны как доходоориентированного так и социальноориентированного бизнеса, а с др. стороны как действующих так и кризисных и убыточных п/п.

Основной принцип в рамках затратного подхода: Принцип замещения. Рациональный покупатель не заплатит за объект больше чем сумма расходов на создание такого же объекта.

Методы затратного подхода:

1.метод стоимости чистых активов. Применяется для оценки действующих п/п, реализуется на основе баланса на последнюю отчетную дату, максимально учитывает состояние и ликвидность имущественной базы п/п. Алгоритм:

1)Оценка НМА

2)Оценка земельных участков и недвижимости

3)Оценка машин, транспорт и оборудование

4)Оценка долгосрочных и краткосрочных фин вложений

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

5)Оценка стоимости ТМЦ

Запасы классифицируются по возможности дальнейшего применения в производственной деятельности или реализации на ликвидные и неликвидные. Ликвидные запасы оцениваются по текущим рыночным ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование.

Неликвидные (устаревшие запасы) либо оцениваются с дисконтом, либо списываются на убыток.

6)Оценка Дебит задолженности. ДЗ анализируется по срокам погашения и подразделяется на реальную взысканию и безнадежную. Реальную взысканию задолженность оценивают методом дисконтирования, а безнадежную списывают на убыток.

7)Оценка расходов будущих периодов. В случае сохранения выгод, связанных с расходами в будущем они оцениваются по номинальной (т.е. балансовой стоимости). Если в будущем выгода прекратится то расходы списываются на убытки или учитываются с дисконтом.

8)Оценка денежных средств. Оценивается по номиналу.

9)Определение текущей стоимости обязательств

Задолженность по кредитам и займам а также перед поставщиками и подрядчиками. Определяется как наращенная сумма с учетом накопленных процентов на остаток задолженности.

Задолженность перед персоналом, а также перед бюджетом и ВБФ учитывается по балансовой стоимости. Списание задолженности на прибыль п/п возможно в случае ликвидации кредитора или истечении срока исковой давности.

10)Определение стоимости п/п как разница между суммой рыночных стоимостей всех активов и текущей стоимостью обязательств.

2 Метод: метод ликвидационной стоимости: Применяется когда компания находится в состоянии банкротства (кризиса) или близко к нему или когда стоимость компании и ликвидации может/б выше чем при продолжении деятельности. Метод применяется в условиях добровольной и принудительной ликвидации компании.

Случаи добровольной ликвидации:

1.достижение цели, ради которой п/п создавалось

2.истечение рока на которое п/п создавалось

3.признание судом недействительной регистрации юр лица в связи с допущенными нарушениями законодательства

4.если стоимость чистых активов по итогам фин года оказывается меньше минимальной величины Уст капитала АО

Принудительная ликвидация п/п возможна только в рамках законодательства о банкротстве.

Алгоритм:

1)Разработка календарного графика ликвидации активов на основании последнего баланса и оценке их стоимости

2)Определение потока валовой выручки от ликвидации

3)Определение потока затрат, связанных с ликвидацией активов (вознаграждение оценщику, плата за торги)

4)Определение потока ликвидационной стоимости активов и его дисконтирование

5)Определение потока расходов, связанных с владениями активами до их ликвидации (амортизация, налог на имущество, страховка, охрана, хранение).

6)Расчет операционного фин результата ликвидационного периода (прибыль или убыток от осущ-ния производства в период ликвидации).

7) Определение текущей стоимости обязательств и очередности их погашения

8)Текущие расходы на ликвидацию

1.возмещение вреда жизни и здоровью,

2.алименты

3. Выплаты работникам, обязательства обеспеченные залогом

4.Государство (платежи в бюджет и ВБФ)

5.Прочие кредиторы

 

3 Этап: расчет операционной стоимости п/п

4 Этап – 5 Этап+- 6 Этап – 7 Этап

 

Доходный подход оценки бизнеса

 

Сущность доходного подхода закл-ся в оценке стоимости бизнеса как его коммерческого потенциала на основе будущей доходности.

Основной принцип –принцип ожидания т.е. рациональный покупатель не заплатит за объект больше чем текущая стоимость будущих доходов.

Доходный подход отражает с одной стороны качество и количество дохода от бизнеса в течение всего срока функционирования, а с другой стороны уровень риска, характерного для данного бизнеса и макросреды в которой он находится.

Преимущества подхода:

1.Подход абстрагируется от прошлых результатов деятельности объекта

2.Оперативный учет рыночных факторов и будущих условий деят-ти п/п т.е. перспектив его развития

3.Обязательный учет рисков вложений в оцениваемый объект, обеспечивающий достижение прогнозных результатов

4.Наиболее полное отражение представления инвестора о бизнесе как источнике дохода, т.е. доходность бизнеса является основным ценообразующим фактором

 

Минусы:

1.Подход применяется только для прибыльно-коммерческих объектов

2.Сложность и субъективность расчета ставок дисконта и капитализации.

3.Проблематичность прогнозирования ден потоков и невысокое качество прогнозных данных

 

Методы доходного подхода:

Выбор метода определяется характером и качеством ожидаемых доходов

1.Метод прямой капитализации доходов применяется тогда, когда прогнозируются постоянные или плавно изменяющиеся с незначительными темпами ден. потоки. Для оценка бизнеса является вспомогательным и требует подтверждения другими подходами

2.Метод дисконтирования ден потоков. Применяется если динамика изменения доходов значительна, эти изменения имеют нерегулярный характер а также в условиях нестабильной внешней среды. Для оценки бизнеса считается основным.

 

Алгоритм метода дисконтирования ден потоков

1 Этап: Выбор модели денежного потока связан с целями оценки

В случаях оценки стоимости компании в интересах собственника напр. для целей купли-продажи, развития, управления применяется модель ден. потока: денежный поток на собственный капитал.

ДПск =ЧП+АО+уменьш СОС+уменьш КВ +уменьш ФСО

-прирост - прирост - прирост

 

ЧП- чистая прибыль

АО-амортизация

СОС-собственные оборотные средства

КВ – капитальные вложения

При оценке стоимости п/п в интересах 3 лиц (инвесторов, кредиторов) напр для получения кредита, получения инвестиций, внешней реорганизации применяется модель денежного потока на общий капитал.

ДПок=ДПск+Процентные выплаты по кредитам *(1-Ставка налога на приб)

 

2 Этап: выбор длительности прогнозного периода

Определяется влиянием след факторов:

1.стабильность внешней среды

2.жизненный цикл объекта и этап его развития

3.отраслевые особенности и тип производства (вид деятельности)

4.длительность производственного цикла

Наиболее типичным периодом прогнозирования является период 3-5 лет.

 

3 Этап: Анализ и прогноз выручки.

4 Этап: Анализ и прогноз расходов

5 Этап: Прогноз чистой прибыли

6 Этап: Анализ и прогноз изменения потребности в собственных оборотных средствах

7 Этап: Анализ и прогноз изменения потребности в кап вложениях

8 Этап: анализ и прогноз потребности в дополнительном долгосрочном финансировании

9 Этап: Расчет денежного потока за каждый год прогнозного периода.

10Этап: Расчет ставки дисконта.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.