Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие «картина мира». Исторические типы картины мира



ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ФУНКЦИИ

Выполнил:

студент группы ЗЭиУ – 112

Амен Н.А.

тел.:

 

Проверил:

Сидорова У.В.

 

Челябинск, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА  
1.1 Понятие «картина мира». Исторические типы картины мира……………................................................................................................  
1.2 Структура научной картины мира…………………………………………....................................................  
2 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА  
2.1Характеристики механической (классической), неклассической и постнеклассической картин мира………………………………………………............................................    
2.2 Формы и функции научной картины мира………………………………....................................................................  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В каждый период развития человечества формируется научная картина мира. Она отражает объективный мир с тем соответствием, которое позволяет достижения науки того времени.

Объектом исследования является научная картина мира – особая форма теоретического знания, представляющая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

Научная картина мира выступает как предмет изучения различных образовательных дисциплин. Она представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласия и организации в новую целостность, то есть в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечение синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функции.

Цель работы: охарактеризовать научную картину мира как результат развития философии, науки и религии; осуществить комплексный анализ исторической динамики научной картины мира.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

– дать общее понятие философской категории «научная картина мира»;

– выделить основные этапы исторической динамики научной картины мира;

– проанализировать функции научной картины мира;

– выяснить роль научной картины мира в поиске мировоззренческих направлений.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Понятие «картина мира». Исторические типы картины мира

Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Существует несколько определений «картины мира», например, В.Н. Топоров дает следующее определение картины мира: «В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции могут не осознавать модель мира во всей ее полноте). Системность и операционный характер модели мира дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества/различия инвариантных и вариантных отношений, а на диахроническом уровне установить зависимость между элементами системы и их потенциями исторического развития» [9], а А.Я. Гуревич определяет картину мира как «сетку координат», посредством которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании.В каждой модели мира есть этнические особенности; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого и т.д.: например, категория числа является универсальной для всех культур, но она глубоко национальна по способу выражения в языке конкретного народа как отражение склада ума); специфические черты у членов определенной социальной группы» [2].

Современная научная картина мира – особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

Выделяют следующие картины мира:

– мифологическую;

– религиозную;

– философскую;

– научную.

Мифологическая картина мира объясняет происходящие вокруг события с помощью мифических персонажей. Свойствами мифологической картины мира являются: очеловечевание природы (природные объекты наделяются способностями человека); наличие фантастических созданий (например, пегас, кентавр); взаимоотношения богов с человеком (например, Геракл – сын Зевса); восприятие мира как совокупности «сказочных» образов; достижение определенного результата через жертвоприношение.

У каждого народа есть своя мифологическая система, объясняющая происхождение мира, его устройство, место и роль человека в мире.

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Религиозная картина мира основана на вере в существование сверхъестественного (Бог, дьявол).Она не требует доказательств, рационального обоснования своих положений: истина веры считается выше истины разума.

В религиозной картине мира предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность. Он трансцендентен (превосходящий).

Свойства религиозной картины мира: сверхъестественное занимает главенствующую роль в мироздании и жизни людей (Бог создает мир и управляет ходом истории и жизнью человека); невозможен прямой контакт человека с Богом.

Философская картина мира основана на знании, а не на вере или вымысле, как мифологическая и религиозная. Она содержит в себе размышления над собственными представлениями о мире и о месте в нем человека. Философская картина мира логична, имеет систему, объясняет мир, опираясь на четкие понятия и категории. Ей присущи свободомыслие и критичность, т.е. отсутствие догм.

Представления о реальности в рамках философской картины мира формируются на основе философских методов.

Основные методы философии:

1. Диалектика – метод, в рамках которого вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий и изменений.

2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно (ведется поиск абсолютной истины).

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь – понять мир не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Научная картина мира – особая форма представления о мире, основанная на научном знании, которая зависит от исторического периода и уровня развития науки. На каждом историческом этапе развития научного знания существует попытка обобщить полученные знания для формирования целостного представления о мире.

Научная картина мира формируется в процессе становления научного знания.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля).

Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивно научная картина мира начинает складываться в XVI–XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

В средние века появляются четыре направления:

1. Физико-космологическое (учение о движении натурфилософии Аристотеля, Бог как перводвигатель).

2. Учение о свете (оптика) – модель Вселенной на основе философии Платона, космос – сферичен, это механизм, где число сфер соответствует числу планет. Земля в центре мира.

3. Учение о живом – наука о душе (на основании философии Аристотеля): душа растительная, животная, разумная.

4. Комплекс астролого-медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах и алхимия.

В состав средневекового знания входили философия и семь свободных искусств: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

На стыке Средневековья и Возрождения совершаются Великие географические открытия (исследование западного берега Африки, открытие морских путей в Америку и Индию, завоевание Америки, открытие Австралии и т. д.). Значение Великих географических открытий заключается в следующем: были установлены контуры обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности, получено представление о форме Земли. Все это способствовало развитию естествознания, ботаники, зоологии, этнографии. Стали известными новые сельско-хозяйственные культуры (картофель, маис, томаты, табак). Торговля приобрела мировой характер.

Главными итогами Возрождения можно считать то, что человек провозглашается главной ценностью мира. Кроме того, происходит высвобождение науки от религиозного влияния. Научная революция XVII в. сделала науку автономной социальной системой. В странах Западной Европы утверждаются новые экономические отношения и новое мировоззрение. Меняется взгляд на науку и ее место в обществе. В 1660 создается Лондонское королевское научное общество, в 1666 г. создана академия наук в Париже. Подвергается критике схоластический метод познания за его оторванность от реального опыта и практики, умозрительность и преобладание дедукции. Девиз новой науки: увеличение власти человека над природой. Новая наука опирается на практику производства. Изобретение машин дало математике стимул для создания современной механики. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основныx этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный), по периодизации В.С. Степина. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII–XIXвв.) исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективных и истинных знаний о мире.

Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина ХХ в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Разъяснение этих связей рассматривается в качестве условий объективного и истинного описания и объяснения мира.

3. Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.) характеризуется постоянной включенностью субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждый из названных этапов имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Определим основные характерные черты научной картины мира:

– деятельность по получению новых знаний;

– категория людей, профессионально этим занимающихся;

– самоценность – познание ради самого познания;

– рациональный характер, опора на логику и доказательства;

– создание целостного, системного знания;

– положения науки обязательны для всех людей;

– опора на экспериментальный метод.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.