Структура научной картины мира
Структура научной картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью (совокупность научных знаний), фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые (набор теоретических утверждений) и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются, видоизменяются и адаптируются к аномалиям [4]. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, естественнонаучная, мифологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные научные концепции – определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира [1]. Научная картина мира – одна из допустимых картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, – так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Научная картина мира имеет парадигмальный характер, который задает систему установок освоения универсума и влияет на формирование норм научного исследования. Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей, этических правил, принятых научным сообществом. Они встроены вструктура научной картины мира и на долгий срок определяют стойкую систему знаний, которые распространяются посредством механизмов обучения, воспитания, образования и популизации научных идей. В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента – понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), общенаучными понятиями и законами. Чувственно-образный компонент основан на совокупности наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах. Научная картина мира представляет собой взаимодействие отдельных знаний в целостность. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Вструктуру научной картины мира входят убеждения, ценности, этические правила и нормы, которые определяют твердую систему знаний. Научная картина мира состоит из двух видов знания: знания о предметах изучаемой сферы (мира), оказавшихся в поле зрения науки, и знания об отношениях между этими предметами, связях между ними. Первый вид знания составляет элементное содержание научной картины мира, второй – задает ее структуру. Предметное знание существует в картине мира в онтологизированном виде – образной форме, а знание о связях – в концептуаль- ном виде, выраженном в форме философских и научных принципов и идей. Концептуальное знание выполняет в научной картине мира системообразующие функции. Философские идеи и принципы задают при этом структуру всей представленной в мировоззрении совокупности научных знаний, называемой общенаучной картиной мира. Например, философские идеи причинности и развития, связав воедино научную информацию о фундаментальных объектах Вселенной и их взаимоотношениях, позволяют создать общее представление о генетической и иерархической структурах объективной реальности. Что же касается научных идей, то они структурируют знания об относительно самостоятельных сферах объективной реальности, выделенных практикой и наукой, называемых обычно частнонаучными (специальными, локальными) картинами мира [6].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|