Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы и функции научной картины мира



Научная картина мира характеризуется следующими признаками:

1) носит парадигмальный характер (парадигма задает систему установок и принципов освоения мира; накладывает определенные ограничения на характер допущения гипотез; влияет на формирование методов и норм научного исследования);

2) историчность научной картины мира;

3) общезначимостьнаучной картины мира (не только познать мир, но сделать эти познания ценностью);

4) научность – определенные стандарты, позволяющие отделить научное от ненаучного (принцип фальсификации; стандарты: строгость, достоверность, обоснованность, доказательность);

5) системность научной картины мира.

Из вышеперечисленных признаков научной картины мира определяют ее функции:

· систематизация знаний; она обеспечивает синтез знания и выполняет интегративную функцию;

· обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи;

· функция быть исследовательской программой – парадигмальная функция науки, т.е. обеспечивается идентичность убеждений, ценностей, правил, норм, принимаемых в научном сообществе;

· нормативная функция – задает систему установок и принципов;

· научная картина мира как онтология (учение о сущем, бытие) эволюционирует.

Научная картина мира представляет собой целостный образ предмета научного исследования в его главных, системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.

Историчны формы научной картины мира. В XVII веке в эпоху возникновения естествознания механическая картина мира была одновременно и физической, и естественно-научной, и общенаучной картиной мира. С появлением дисциплинарно-организованной науки (конец XVIII в. – первая половина XIX в.) возникает спектр специально-научных картин мира. Они становятся особыми автономными формами знания, организующие в систему наблюдения факты и теории каждой научной дисциплины.

Возникают проблемы построения общенаучной картины мира, синтезирования достижений отдельных наук. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки XIXв. – первой половины XX в. Усиление междисциплинарного взаимодействия в науке XX века приводит к уменьшению уровня автономности специальных научных картин мира. Они интегрируют в особые блоки естественнонаучных и социальных картин мира, базисные представления которых включены в общенаучную картину мира. Во второй половине XX века общенаучная картина мира начинает развиваться на основе идей универсального (глобального) эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода [7]. Выявляются генетические связи между неорганическим миром, живой природой и обществом, в результате чего устраняется резкое противопоставление естественнонаучной и социальной научной картины мира. Соответственно усиливающие интегративные связи дисциплинарных теорий, которые все более выступают теми или иными аспектами единой общенаучной картины мира.

Выделяют следующие формы научной картины мира:

1) по степени общности:

– общенаучная картина мира – форма систематизации знаний, выработанных не только в естествознании, но и в социально-гуманитарных науках;

– естественно-научная картина мира – картина природы и научная картина в социально-исторической действительности. Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира;

– специальная картина мира отдельных наук (дисциплинарные онтологии – физический мир, биологический мир, мир физических объектов, мир химических объектов и т.п.) – каждая из специальных картин мира с точки зрения внутренней структуры может быть представлена как набор теоретической конструктов, образующих модель изучаемых областей.

2) в историко-культурном плане (в основном выступают естественно-научные картины мира):

– механистическая картина мира;

– электродинамическая картина мира;

– квантовариационная (квантовополевая) картина мира;

– синергетическая картина мира;

– релятивистская картина мира.

Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности. Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает в качестве «истинной» физической картины мира[5].

Картины мира, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированными друг от друга. Они взаимодействуют между собой, образуя общую научную картина мира, которая выступает особой формой теоретического знания. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях. Вначале они развиваются как фундаментальные идеи и представления соответствующих дисциплинарных онтологии, а затем включаются в общую научную картину мира.

И если дисциплинарные онтологии (специальные научные картины мира) репрезентируют предметы каждой отдельной науки (физики, биологии, социальных наук), то в общей научной картине мира представлены наиболее важные системно-структурные характеристики предметной области научного познания как целого, взятого на определенной стадии его исторического развития.

Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественно-научной и общенаучной картин мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности. Однако связь между изменениями в картинах реальности и кардинальной перестройкой естественнонаучной и общенаучной картин мира не однозначна. Нужно учитывать, что новые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы[8]. Гипотетическая картина проходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому, что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.

Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического сознания. Для верующего мир – воплощение божественной гармонии, для ученого – система логически взаимосвязанных законов, для философа – первосущее. Исходя из этого, различают мифологическую, религиозную, философскую и научную картину мира. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Научные знания создали особую культурно-познавательную, гносеологическую концепцию, называемую «научной картиной мира».

Научная картина мира носит парадигмальный характер. Также она обладает признаками как историчность, объективность, научность и системность.

Для научной картины мира характерны следующие функции: систематизация знаний, которая обеспечивает синтез знания и выполняет интегративную функцию;обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи;функция быть исследовательской программой – парадигмальная функция науки, т.е. обеспечивается идентичность убеждений, ценностей, правил, норм, принимаемых в научном сообществе;нормативная функция – задает систему установок и принципов;научная картина мира как онтология (учение о сущем, бытие) эволюционирует.

Подводя итоги можно заключить следующее, что в процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми, менее общих теорий более фундаментальными теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости. Современный мир представляет специфические условия и особые материалы для оформления современной научной картины мира как уникальной, поэтому особенно важным является исследование трансформации научной картины мира в связи с изменением информационного окружения человека и его информационной культуры. Ведь за трансформацией современной научной картины мира скрывается закономерность смены общих представлений в ходе исторического развития человеческой культуры.

Сегодня научный образ мира соприкасается с другими, ненаучными и вненаучными, образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и повседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании. Одновременно с этим происходит и обратное влияние: обыденные образы включаются в научные предметы исследования. Поэтому исследование научной картины мира в культуре современного общества дает основания для философского анализа общественной значимости самой науки как явления культуры, а исследование динамичного социокультурного процесса приводит к изменению миропонимания, мироотношения, мировоззрения человека.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины.

Таким образом, научная картина мира выступает не только как форма систематизации знания, но и как исследовательская программа, которая определяет постановку задач эмпирического и теоретического анализа и выбор средств их решения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.