Здавалка
Главная | Обратная связь

Великобритания (1945- -2001 гг.)



Послевоенное положение Великобритании 1. Усиление доминионов и колоний, ослабление связей доминионов с метрополией. 2. Потеря значительной части торгового флота. Парламентские выборы 1945 г. - - победа лейбористской партии (программа созда­ния в Великобритании "государства благоденст­вия"), премьер-министр - - Клемент Эттли
1951 г. - - победа консерваторов во главе с премьер-министром Уинстоном Черчиллем (денационализирована стале­литейная промышленность и транспорт; сохранена систе­ма социального обеспечения)
1979 г. - - победа консерваторов на выборах в Парламент . Премьер-министр - Маргарет Тэтчер ( 1979- -1997 г.г.) Политика консерваторов заключалась в ; 1 .Свертывании государственного вмешательства в экономику. 2. Снижении налогов. 3. Приватизации большей части государственного сектора экономики. 4. Солидарности с США в области внешней политики

 

 

Продолжение табл. 15.

Начало 80-х гг. - экономический подъем Великобритании m Сокращение инфляции и безработицы. m Модернизация промышленности. m Рост производительности труда. m Возрождение предпринимательской инициативы
Вторая половина 90-х гг. - - правление лейбористов. Премьер-министр – Тони Блэйр (с 1997г. по н.вр.) 1. Реформа палаты лордов в 1999 г. (удаление из палаты большинства наследственных пэров – осталось 92 из прежних 773-х). 2. Продолжение курса на солидарность с США в области внешней политики. 3. Программа инвестиций в образование и здравоохранение (42 млрд ф.ст.)

 

Контрольные вопросы

· Что такое британская неписаная конституция?

· Как определить «конституционное соглашение»?

· Когда впервые в истории Великобритании женщины были допущены к участию в выборах?

· Что такое «делегированное законодательство»?

· Существует ли легальное определение преступления в английском уголовном праве?

 

Глава 35. Франция

Кризис Третьей республики и установление «режима Виши» (1940- -1944 гг.). Третья республика во Франции просуществовала 65 лет - - с 1875 г. по 1940 г., пережив множество социально-политических событий. Главные из них - - участие Франции в Первой мировой войне на стороне Антанты и возвращение ею территорий Эльзаса и Лотарингии. Цена за эти приобретения была высока: 1,5 млн убитых, примерно вдвое больше раненых и $ 4 млрд долга Соединенным Штатам. Росла дороговизна (цены на товары в шесть-семь раз превышали довоенный уровень), уровень инфляции также повышался (франк обесценился на 2/3).

Общемировая тенденция к возрастанию роли исполнительной власти в полной мере относилась к Франции. Еще в XIX в. сложилась доктрина «регламентарной власти», согласно которой правительство Третьей республики могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, а лишь на основе собственных прерогатив. Поэтому очень часто правительство самостоятельно принимало нормативные акты, имевшие силу закона и отменявшие прежние законодательные предписания. Периодически парламент предоставлял кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме «декретов-законов» (например, в 1918, 1921, 1934, 1938- -1939 гг.).

В то же время кризис власти в Третьей республике проявлялся в частых правительственных кризисах, обусловленных гипертрофированным контролем парламента над правительством. В среднем французский кабинет находился у власти в период Третьей республики не более шести месяцев. Политическая система Франции оказалась неспособной противостоять кризисным явлениям 30-х гг. и усилению авторитарных тенденций в стране. Расширялись движения как ультраправых (профашистских) организаций – «Огненные кресты» во главе с полковником де ля Роком, «Аксьон франсэз» во главе с маршалом Петэном, - - так и ультралевых коммунистов, объединившихся в конце 1920 г. в ФКП. Действуя в союзе с социалистами и радикалами, коммунисты в 1924 г. образовали так называемый «картель левых», снискавший большинство голосов на выборах в Национальное собрание. Однако успех на том этапе был непродолжительным: через год картель распался.

Десятилетие спустя, в 1936- -1937 гг., при реальной угрозе фашизации государственного строя Франции по предложению коммунистов был создан Народный фронт – движение «левых», в которое вошли также социалисты, республиканцы, радикалы и представители антифашистских организаций. На парламентских выборах весной 1936 г. за Народный фронт проголосовало 57 % избирателей, и они получили 337 мест из 559. В парламенте началось активное законотворчество: осенью и зимой 1936 г. парламент утвердил 133 закона (о запрещении фашистских лиг, о введении 40-часовой рабочей недели и двухнедельного оплачиваемого отпуска, об увеличении пенсий и пособий, о выделении кредитов крестьянам и мелким предпринимателям, о повышении налогов на крупный капитал и др.).

Правление Народного фронта стало символом либерализации социальной сферы и политической обстановки. Но в начале 1938 г. объединенное движение «левых» сил во Франции распалось, поскольку разногласия между партиями как в вопросах экономики (например, об антимонопольной политике), так и в сфере политики (отношение к гражданской войне в Испании) оказались непреодолимыми (сх 10).

В 1938 г. при участии кабинета Эд.Даладье был заключен Мюнхенский пакт об отторжении от Чехословакии Судетской области и передаче ее нацистской Германии. Непоследовательность политики Франции в отношении политических союзников и противников проявлялась в том, что, хотя Франция вступила во Вторую мировую войну на стороне участников антигитлеровской коалиции, но 110 дивизий французской армии, стоявших на линии Мажино против 23-х немецких дивизий, не сделали ни одного выстрела в течение 1939- -1940 гг.

«Странная», «сидячая» война привела к тому, что в мае 1940 г. линия Мажино была прорвана гитлеровцами, и Германия оккупировала Францию. 14 июня был занят Париж, а 22 июня был подписан Акт о капитуляции Франции. Третья республика фактически прекратила свое существование.

 

 

Схема 10.

 

Франция была разделена на две зоны - - оккупированный Север и формально неоккупированный Юг. В южной части утвердился марионеточный коллаборционистский режим, главой которого после отставки кабинета Рейно стал маршал Петэн. В качестве премьера правительства, расположившегося в курортном городке Виши, Петэн стал единоличным главой Франции. Вишистские власти обязались поставлять Германии сырье, продовольствие, рабочую силу. Коллаборционизм «режима Виши» проявился и в активном законотворчестве: Петэн явился инициатором создания проекта новой Конституции, текстами которой были оклеены стены зданий в г. Бордо. Конституция не вступила в силу, а законы о ликвидации демократических свобод, о запрете профсоюзов и стачек стали реальным законодательством периода 1940- -1944 гг. В 1942 г. главой правительства Виши стал Лаваль. После освобождения Парижа летом 1944 г. Лаваля приговорили к смертной казни, а почти 90-летнего Петэна - - к пожизненному тюремному заключению.

Шарль де Голь Рис. 4.

Параллельно с вишистским правительством во Франции действовало примерно 200-тысячное партизанское движение, а также движение Сопротивления, которыми руководили: внутри страны ФКП, а из штаб-квартиры в Лондоне - - глава комитета «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль (рис. 4). Роль компартии Франции в победе над нацизмом велика: около 75 тыс. коммунистов погибли в ходе войны, за что получили прозвище «партии расстрелянных». Не случайно по окончании войны в 1944 г. при создании Верменного правительства во главе с де Голлем в его состав вошли два коммуниста (позже, в 1947 г., они были выведены из состава кабинета).

Когда в октябре 1945 г. состоялись выборы в Учредительное собрание Франции, коммунисты получили 143 мандата, заняв второе место после партии республиканцев. Позиция «левых» сил в собрании состояла в отстаивании верховенства парламента в стране, в то время как «голлисты» настаивали на создании президентской республики во главе с де Голлем.

Государственный строй Четвертой французской республики (1946- -1958 гг.). Первый проект Конституции Четвертой республики был отклонен на референдуме весной 1946 г. – он был слишком «коммунистическим». Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма во Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 г. и поддержан абсолютным большинством голосов: 9 млн 297 тыс. против 8 млн 165 тыс.

Конституции была предпослана преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, после отмены Конституции 1946 г., преамбула была сохранена как конституционный закон, регламентирующий права человека,и действует в настоящее время.

В 1946 г. Конституция провозгласила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты парламента - - Национального собрания. Эта палата объявлялась единственным законодательным органом страны без права делегирования кому-либо законодательных полномочий. Была сформулирована исключительная законодательная инициатива Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т.п.). Перед палатой должен был отчитываться Совет министров, члены которого утверждались ею (сх. 11).

Президент - - глава государства - - по-прежнему был «незаметным политиком», избиравшимся обеими палатами на 7 лет. Все акты президента нуждались в двойной контрассигнатуре - - Председателя Совета министров и одного из министров, поэтому глава государства был неответственной политической фигурой.

 

Схема 11.

 

Компетенция верхней палаты парламента – Совета республики – была урезанной (выборы президента, одобрение поправок к Конституции).

Четвертая республика не способствовала укреплению политико-правовой стабильности в послевоенной Франции. Ситуация, при которой правительство было лишено возможности принимать нормативные акты с силой закона, шла вразрез с мировой практикой делегирования законодательных полномочий. Совет министров Франции фактически стал недееспособным органом. За 12 лет существования Четвертой республики сменилось около 20-ти правительственных кабинетов, а предложения об изменении Конституции вносились в парламент 99 раз. И хотя в 1954 г. была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров и Совета республики, это не смогло спасти парламентский режим, находившийся в общем противоречии с тенденцией усиления правительственной власти в мире.

Ситуация была обострена и борьбой французских колоний за свою независимость. Так, в 1953 г. в Лаосе была провозглашена независимость от метрополии; в 1954 г. - - в Камбодже; в 1956 г. - - в Тунисе и Марокко; в 1958 г. - - в Гвинее. Когда в мае 1958 г. в Алжире вспыхнул фашистский путч, погасить его был призван генерал де Голль, находившийся в длительной политическом аутсайде. Генералу были предоставлены чрезвычайные полномочия, связанные с формированием нового правительства, с разработкой в его среде новой Конституции и выдвижением ее на референдум.

Пятая республика во Франции, ее конституционное закрепление. Референдум по поводу принятия Конституции Пятой республики во Франции состоялся 28 октября 1958 г. «За» проголосовало 66, 41% избирателей, внесенных в списки. Хотя Конституция и предполагалась жесткой (референдарной), но изменения в нее вносились уже начиная с 1960 г. Например, в 1962 г. был изменен порядок выборов президента страны - - косвенные выборы заменены прямыми по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Во Франции с 1958 г. был установлен новый конституционный режим - - с сильной президентской властью.

Формально-юридически республика относится к «смешанным», т.е. президентско-парламентарным, но в конце 50-х гг. во Франции существовал режим жесткого «голлизма». Доктрина его предполагала, что в системе разделения властей первая роль отводится не парламенту, а президенту. Срок его полномочий был вначале равен 7-ми годам, а осенью 2000 г. - - сокращен до 5-ти лет (сх. 12).

Правовой статус президента Пятой республики совершенно иной по сравнению с предыдущими конституциями Франции. Президент - - политически неответственная фигура - - за исключением случаев совершения уголовного преступления. В этом случае президента судит Высокая палата правосудия, состоящая из представителей обеих палат парламента. Он одновременно глава государства и глава исполнительной власти (сх. 13).

 

 

Схема 12.

 

Схема 13.

 

Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совета министров; назначает премьер-министра (правда, с учетом политической конъюнктуры в парламенте, т.к. если парламент выразит недоверие премьеру, то это «плохо повлияет на имидж» президента. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть - - требует контрассигации. Лично президент Франции может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано.

Премьер-министр - - это должностное лицо, назначенное президентом и выбранное им с учетом партийного большинства в Национальном собрании. Премьер руководит деятельностью Совета министров, в составе которого несколько десятков министров. Правительство (Совет министров) подотчетно парламенту Франции: оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом.

Парламент Пятой республики – это Сенат (320 депутатов, избранных на 9 лет трехстепенными выборами, с обновлением одной трети каждые три года) и Национальное собрание (550 депутатов, избранных прямым голосованием на 5 лет по мажоритарной системе абсолютного большинства).

В новейшей истории Франция, как явствует из ст.2 Конституции Пятой республики, - - это неделимая, светская, демократическая и социальная республика. Для нее характерен партийный плюрализм, разработанная доктрина прав человека и осуществление конституционного надзора Конституционным советом страны (сх. 14).

 

Схема 14.

 

События послевоенного периода изложены в табл. 16.

 

Таблица 16.

События 1968 г. (выступления студентов с требованием демократи­зации системы высшего образования, их массовые демонстрации, строительство баррикад, всеобщая забастовка). 1969 г. - - политический кризис Пятой республики. Отставка Шарля де Голля с поста президента республики и конец эпохи «жесткого голлизма».
Политика Жоржа Помпиду (1969 – 1974) 1. Ослабление государственного регулирования экономической жизни. 2. Расширение социального законодательства. 3. Курс на сближение с США.

1974- -1981 - - президент Валери -Жискар д'Эстен (представитель им же созданной партии «Союз за французскую демократию»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.