Здавалка
Главная | Обратная связь

Возраст и его магическое истолкование в Средние века



Как утверждает французский историк Ф. Ариес, понятие возрастов жизни занимает значительное место в псевдонаучных трактатах Средневековья. Их авторы употребляют терминологию, которая кажется часто вербальной: детство (enfance) и отрочество (puerilite), молодость (jeunesse) и юность (adolescence), старость (vieillesse) и сенильность (senilite). Каждое из этих слов призвано обозначить какой-то один, определенный период жизни (Ph. Aries, 1960). Ф. Ариес прав, когда говорит, что эта терминология только кажется нам чисто вербальной.

Для людей Средневековья понятия возрастов жизни имели статус научных понятий, причем очень строгих, не менее существенных, чем понятия веса, меры и т. п. Дело в том, что понятия «возраст», «возраст жизни», «возраст человека» для средневековых мыслителей были неотъемлемыми категориями восприятия мира, восходящего к системе физического описания и объяснения, разработанной в ионической философии и усвоенной из византийских источников. Эта система объяснения, как уже отмечалось, базировалась на идее фундаментального единства мира - природного и сверхъестественного.

В этой концепции мира показателями подобной взаимосвязи и единства были астрологические совпадения чисел, их символизм. И возрасты жизни трактовались как свидетельство этих таинственных связей человека с миром. Ученые Средних веков явно злоупотребляли астральными аналогиями, и поэтому картина связи человека и мира у них носила поверхностный характер астрологического гороскопа. Такое понимание было не шарлатанством, а логическим продолжением идеи космического детерминизма. Здесь важно ощутить особенность мировосприятия, стиль мышления человека Средневековья и его особое ощущение жизни, которое в самом общем виде можно определить как покорность судьбе, року, предначертанию. Для человека Средних веков жизнь была необходимой, циклической преемственностью возрастов жизни, предначертаний, скорее, общим порядком и сущностью вещей, чем личным опытом каждого, так как очень небольшому количеству людей выпадало прожить все эти возрасты в эпоху высокой смертности.

Тема возрастов жизни была необычайно популярна в Средние века в народном искусстве, а также (позднее) в работах профессиональных живописцев, например, Тициана и Ван-Дейка. Любопытно, что живопись раннего Средневековья изображала в картинах сюжет «ступеней жизни»: ребенка как копию взрослого, уменьшенную в размерах, отличить которого возможно скорее по некоторой символической атрибутике, нежели как возрастной тип; представители других возрастов жизни распознавались также по некоторым атрибутам (школяр с книжкой; возле старика стоит смерть с косой и т. п.).

Различия между отрочеством и юностью отсутствовали, а иногда эти два понятия подводились под общее понятие детства. Средневековые школы и университеты не строились по возрастному принципу, и в одном классе находились школяры разного возраста. Следует отметить фактически абсолютное безразличие Средневековья к биологическим факторам, в частности к половому созреванию, которое никто не принимал за окончание детства. Детство было тесно связано с идеей зависимости и не кончалось, пока не кончалась зависимость от «сеньора». Поэтому «мальчиком» (valet, gar-son) мог быть назван человек практически в любом возрасте. Поскольку на первом плане находились вопросы сословные, о возрастном самосознании - в нашем современном понимании - применительно к Средневековью можно говорить лишь условно. Ученые Византии и средневековой Европы дали наименования отрезкам жизни, многие из которых тогда практически для большинства населения не существовали. Детство, отрочество, молодость, да и старость - завоевания более поздних эпох развития человечества. Вот почему Ф. Ариес и говорит о вербальности средневековой проблематики возрастов жизни {Ph. Aries, 1960).

Говоря о Средних веках, нельзя забывать, что люди того времени, причем даже выдающиеся мыслители, какими были Фома Аквинский и Августин Блаженный, верили в бесов. Так, Августин утверждал, что Церера, Вакх, Пан, Приам, фавны, сатиры, наяды и ореады «все суть действительные бесы» (Я. Сперанский, 1904). Понятно, что и простонародье со священным трепетом и вполне искренне верило в то, что на огне костра инквизиции горят «самые натуральные ведьмы». Средние века были подвержены существенному влиянию мистического мировосприятия, которое затронуло и возрастную тематику, в .частности такие известные вопросы, как взаимоотношения молодости и старости, попытки вернуть молодость, продлить жизнь. Остановимся на этой проблематике отдельно, отметив, что попытка установления связи между возрастами жизни и действием магических сил не составляет привилегию Средневековья.

Магическими манипуляциями с возрастом человек занимался с древних времен; интересуется магией и наш просвещенный век. В печати нередко появляются публикации, обещающие современникам открытие тайн бессмертия и долголетия. Испокон веков не только о бессмертии и долголетии мечтает человек, не продления жизни ищет, к примеру, легендарный Фауст - он жаждет продления молодости. Из древней греческой мифологии известна фигура несчастного Титона, которому по просьбе богини света Эо даровали бессмертие, но не дали вечной молодости. Джонатан Свифт описал бессмертных жителей Лапуты: тот, кто рождался со знаком бессмертия на лбу, был заранее обречен на бесконечное прозябание в старческом возрасте.

История человечества, в том числе и самая древняя, содержит примеры многочисленных попыток найти «эликсир жизни», а точнее «эликсир вечной молодости», избавления от старческой немощи, недугов и страданий. Уже в древнеиндийском трактате «Аюрведа» представлены соображения, направленные на сохранение молодости, в которых много практической житейской мудрости и советов гигиенического характера. В древнеегипетских папирусах приведены основы «превращения старых в молодых», хотя рецепты представляют собой лишь косметические советы. В древнегреческой мифологии волшебница Медея обладала силой возвращать старикам молодость; известен древнеегипетский миф о воскрешении и омоложении Озириса, а также греческие мистерии поэтического цикла Орфея. Мотив омоложения - излюбленный сюжет многих народных сказок, в которых, кстати сказать, он часто сопровождается иронией.

Но особенно активизировались попытки найти способ омоложения в Средние века; в этот период само отношение к старости как таковой и ее изображения безобразны. Средневековые астрологи, алхимики, философы увлеченно искали «философский камень», который мог бы дать человеку богатство, силу и молодость. Экспансия магических средств продолжалась достаточно долго; мы же, рассмотрев представления о магии возраста в средневековой Европе, перейдем к анализу предпосылок появления науки о возрасте.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.