Здавалка
Главная | Обратная связь

К научным представлениям о возрасте



Перемены в понимании возрастов жизни, обусловленные изменением отношения к жизни как таковой, начавшиеся в эпоху Возрождения и подхваченные Просвещением, коснулись главным образом детства, причем, прежде всего в плане воспитания.

Мыслители Возрождения не оказали существенного влияния на развитие возрастного самосознания человека; здесь они существенно «проигрывают» реформаторам педагогики - просветителям и моралистам, боровшимся с «анархией" средневекового общества за крепкую семью и «новую» школу.

Возрождение и Просвещение изменили прежде всего положение детей в обществе, но это не принесло им счастья. Забота о просвещении омрачалась жестокостью наказаний и жесткостью дисциплины. Школа призвана была готовить к «настоящей», взрослой жизни, а стала инструментом сословных распределений, сортируя детей по «классам и разрядам» в соответствии с их социальным происхождением.

Далее изменение возрастного самосознания в истории как следствие перемен в общественном производстве, изменение характера жизни и ее возрастных границ идут сразу по нескольким линиям. Одну из наиболее любопытных линий фиксирует развитие литературы. Ее можно было бы назвать новым открытием детства, которое осуществили романтики в начале XIX века. Все отношения между возрастами как бы перевернулись в романтической психологии и эстетике: если раньше детство воспринималось как недостаточная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предстала как ущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства (М. Эпштейн, К. Юкина, 1980). Романтический образ детства явно связан с христианской традицией: христианин видит себя ребенком, взрослый должен учиться у него (С. С. Аверинцев, 1977). Итак, романтики открыли для мировой литературы детство как самостоятельную реальность, как мир в себе.

Для этих изменений существовали и неромантические основания. Перемены затронули не только область литературы - в ней они лишь проявились, но и область педагогики, политики, экономики (например, использование детского труда). Отношение капиталистического общества к детству достаточно показательно и может быть своеобразным индикатором отношения к возрастной проблематике 'вообще. С одной стороны, заинтересованность в квалифицированном рабочем и забота об образовании, с другой - эксплуатация детского труда; с одной стороны, превращение возраста в экономическую категорию, с другой - взлет романтического понимания детства.

Возникновение возрастной и педагогической психологии также связано с особенностями времени. Развитие производства, его усложнение потребовали уже в конце XIX века существенно улучшить подготовку квалифицированных кадров. Возникла необходимость отбора наиболее талантливых и способных детей. Следствием этого стал социальный запрос к психологам - выработать соответствующую процедуру измерения одаренности, ответом на который явились тесты французских психологов Бинэ и Симона, ставшие предпосылкой научной детской психологии. Развитие производства стимулирует научные исследования, от результатов которых во многом зависят его прогресс и, как следствие, получение прибыли, конкурентоспособность предприятия. В первую голову это касается естественных наук, побочным результатом развития которых были всевозможные физиологические концепции возраста, главным образом физиологические периодизации возрастного развития личности, рассматривающие это развитие преимущественно как развитие организма.

Наиболее существенные изменения происходят в XIX веке не в плане возрастной периодизации жизни, а в плане понимания сути отдельных возрастов: об изменениях отношения к детству уже сказано, отметим также и перемены в отношении к старости. Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала; при этом и фактически, и в сознании наших предшественников старость начиналась достаточно рано и довольно тесно примыкала непосредственно к молодости. Старость понималась не как дряхлость, а скорее как старение, которое действительно начинается у человека гораздо раньше наступления старости: выпадение волос, ношение бороды, наконец, просто лысина. Этот возрастной период не слишком почитался в совсем недалекие времена -с ним ассоциировались набожность и болтливость, аморфный покой и безжизненная книжность (А. В. Толстых, 2000).

Несмотря на то что осмысление и исследование старости началось давно, еще со времен Гиппократа, Цицерона и Галена, интенсивность этого процесса в Новое время была явно недостаточной; изучение старости проходило в соответствии с известным высказыванием Цицерона: «Старость есть болезнь». В конце XIX века этот тезис подвергал сомнению знаменитый французский врач, психиатр и психолог Шарко. Он настаивал на необходимости преодоления пренебрежения по отношению к старости и тем самым сделал Францию на долгие годы центром научной геронтологии. По пути отказа от предубеждений относительно человеческой старости пошел в России в конце XIX - начале XX века И. И. Мечников; его идеи были поддержаны затем в советский период А. А. Богомольцем, А. С. Догелем, М. С. Мильманом, А. В. Нагорным, Н. Д. Стражеско и др.

Анализ работ по геронтологии того времени позволяет говорить о принципиально новом открытии старости учеными, главным в котором был взгляд на старость как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся к процессам инволюции, а самоцельный и особенный по своим характеристикам.

Оживление интереса к старости было обусловлено самыми различными факторами:

- демографическими - в конце XIX - начале XX века человечество стало «стареть», увеличилась доля стариков в обществе;

- экономическими - характер производства потребовал от рабочих квалификации и опыта, которые приходят только с возрастом;

- медицинскими - был преодолен ряда болезней, что увеличило продолжительность жизни;

- религиозно-философскими — споры о возможности человеческого бессмертия удивительным образом соединились с прогрессом биологической науки, от которой стали ждать научных оснований вечной жизни.

В изучение истории возрастов жизни и осмысление проблем возраста все настоятельнее включаются педагогика и экономика, юриспруденция и эстетика. Наука как ведущая форма общественного сознания прошлого века определила направления исследования проблем возраста, которые являются приоритетными и в наше время.

Даже беглое знакомство с историческим развитием взглядов на возраст позволяет определить социальную основу и культурно-историческую детерминированность возрастных аспектов жизни человека. Не естественный закон внутри нас, не биологический ритм существования, но развертывающийся в истории процесс формирования фаз человеческой жизни - вот наиболее адекватное понимание специфики возраста.

Поэтому изменения возрастной динамики жизни человека, которые рассматриваются как «современные», - это не что иное, как результат определенного исторического процесса и, одновременно, его момент, так как развитие не завершилось.

Представим лишь общие из них. Существенные изменения происходят в мире детства - этот период в начале XXI века имеет тенденцию к удлинению, поскольку все больше времени требуется человеку для развития своих способностей, овладения теми человеческими качествами, которых требуют социальная жизнь, экономика, творчество. Одновременно детство интенсифицируется - напряженнее становится программа развития личности на разных этапах детства, уплотняется график воспитания и образования. Существенно изменяются отрочество как особая стадия развития личности - переходный этап от детства к взрослости, юность, по-новому осмысливаются молодость и зрелость человека, которые расширяют свои возрастные границы. Старость также отодвигается во времени и характеризуется особой социальной активностью и поиском конструктивных стратегий адаптации и освоения возраста.

Существенные изменения происходят внутри возрастного самосознания людей. Таким образом, история возрастов жизни не завершена; каждое новое поколение вписывает в нее свою страницу.

Возраст и человек

Переживания, связанные с возрастом, глубоко пронизывают эмоциональную сферу человека, начиная с детства и заканчивая старостью. Острота психологических переживаний усугубляется предположением о собственной аномальности, если идентификационные признаки возраста не появляются вовремя.

Именно возрастом определяются главные вехи нашей жизни: поступление в школу, получение паспорта, уход на пенсию и т. п. Возрастные этапы становятся главным мерилом жизненного пути. Однако возраст характеризуется не только внутренними переживания; он служит для нас важнейшим источником информации о других людях - прежде всего тех, с кем мы вступаем в социальные взаимодействия. Вопросом «Сколько этому человеку лет?» мы задаемся очень часто в связи с различными жизненными ситуациями и событиями: когда обращаемся к врачу или финансовому эксперту; когда голосуем за кого-либо или, собираясь сменить место работы, пытаемся уяснить характер будущего начальника.

Главным побудительным мотивом выяснения возраста других людей является соотнесение полученных сведений с представлениями о возрастных параметрах той или иной социальной роли. Эти представления детерминированы культурой, которая формирует устойчивые ментальные стереотипы относительно ценности присущих данному обществу реалий; при этом возраст является важнейшей характеристикой, обусловливающей их ценность. Примером может служить наличие возрастного эталона для действительных членов российских академий наук или государственных лидеров (В. В. Бочаров, 2001).

Но не только культура определяет наши ожидания и оценки относительно возрастных свойств социальных ролей и статусов. На основе возрастного принципа государство регулирует многие сферы человеческой деятельности, четко фиксируя возрастные границы некоторых социально-профессиональных ролей, нормируя школьный, брачный, пенсионный возраст и т. п. При этом уровень биологического или психического развития человека может не совпадать (отставать/опережать) с предписанной ролью.

Феномен возраста детерминирует многие сферы жизнедеятельности современного человека, поскольку именно в нем отражены био- и социокультурные аспекты человеческой сущности. С одной стороны, каждый аспект имеет свои детерминанты и эффекты возраста, с другой - все они взаимосвязаны. Возрастные переживания обусловлены биологическим развитием индивида, в котором выделяются следующие основные этапы: рождение, развитие, зрелость, смерть. Этот путь проходит любой человек как индивид, как биологическое существо, но временная протяженность данных периодов индивидуальна.

С биологической эволюцией тесно связаны психическое развитие человека, становление его эмоциональной, интеллектуальной сфер и личности в целом. Корреляция биологического и психологического развития не вызывает сомнения у ученых, но, на наш взгляд, она не столь жесткая, как принято считать. Данные процессы могут протекать с различной скоростью, в результате чего психические процессы и свойства человека отстают или опережают биологическое развитие; такого рода асинхрония детерминируется социальными и культурными факторами. В то же время психобиологическое развитие определяет процесс социализации, например: мужчина не может стать главой семьи, не созрев для этого в биологическом плане, продвижение в административно-государственной иерархии регламентировано психическим развитием.

В свою очередь, социальное развитие человека может идти вразрез с культурными представлениями конкретного общества. Помимо социально-возрастного регулирования, в большей степени осуществляемого государством, каждый социум, по словам В. В. Бочарова, имеет свое культурное «возрастное расписание» жизненного пути человека, которое строится на сложившихся в нем традициях, причем оно вполне может и не совпадать с государственным «графиком» (В. В. Бочаров, 2001).

Кроме этого, у каждого человека есть собственное представление о возрастных ступенях на жизненном пути, которое определяется принадлежностью к той или иной субкультуре, пониманием социально-возрастных ролей, которые он должен сыграть в своей жизни. Вероятно, они будут различными у детей финансовой элиты, представителей творческой интеллигенции или потомственных строителей.

Таким образом, индивидуальный возрастной процесс в современном обществе включает в себя биологический, психологический, социальный и культурный процессы развития, которые имеют собственные детерминанты и эффекты и безусловно связаны между собой. Поэтому адекватная возрастная идентификация человека происходит при пересечении траекторий данных процессов, которые протекают с различной скоростью. Постоянной величиной остается лишь хронологический возраст.

Исходя из сказанного часто задаваемый вопрос «А сколько же тебе (ему, мне) лет?» следует понимать как попытку установить соотношение между различными процессами развития человека. И возникает он лишь в случае, когда человек испытывает затруднение в идентификации возраста себя или другого. При этом он стремится выяснить хронологический возраст, которому в культуре современного общества соответствует определенный «нормальный» уровень психобиологического и социокультурного развития. Каждая культура имеет свои эталоны «нормального» развития человека, которые подвержены изменениям под воздействием социальных перемен.

Таким образом, под индивидуальным возрастным процессом мы понимаем онтогенез, который неотделим от социальных и культурных изменений, воздействующих на него. А индивидуальный возраст есть продукт взаимодействия биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах. Изучение его имеет важное значение не только и не столько для понимания индивидуального поведения человека, сколько для формирования толерантного отношения к освоению собственных возрастных характеристик и принятию их в соответствии с возрастом других людей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.