Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение возраста в социологии



Изучение возраста в различных дисциплинах имеет свою историю, понятийно-терминологический строй, эксплицирующий возраст как предмет наук и собственные методы исследования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Попытки создать теоретическую основу социологического анализа возраста и эмпирические исследования социальной стратификации относятся ко второй половине XX столетия, хотя интерес к возрасту как принципу, детерминирующему социальную организацию, проявляли, например, П. Сорокин, Т. Парсонс, С. Айзенштадт. Так, в социологии существуют два теоретических подхода в изучении возраста. Один из них ориентирован на изучение индивидуального возраста в рамках концепции «жизненного пути». Этот социокультурный взгляд на возраст, сформулированный Б. Ногартеном, отражает проблему организации и интерпретации человеком своего жизненного пути через систему принятых в обществе норм, предписывающих соответственное возрастное поведение и экспектации (В. Neugarten, 1968).

Второй подход - стратификационный - ориентирован на изучение возраста скорее на социальном, нежели на индивидуальном уровне и рассматривает проблемы взаимодействия различных возрастных когорт и влияние данного взаимодействия на социум. Система возрастной стратификации состоит из определенного количества возрастных страт, каждая из которых ассоциируется с группой ролей и статусов. Возрастные когорты проходят через страту в различные точки исторического времени. Возраст рассматривается как один из механизмов (наряду с полом и социальным классом), который структурирует роли и привязывает индивидов к этим ролям.

Индивиды «проходят» одну возрастную роль за другой, и конфликт может возникать в случае плохой адаптации к новой роли, то есть неспособности забыть старую. Ключевым моментом исследований является, однако, анализ когорты. Различные когорты проходят через возрастные страты в разное время. Жизненный опыт каждой когорты является продуктом процесса старения и специфических культурных и социальных процессов, которые воздействовали на ту или иную когорту. Одна из главных проблем этого подхода - определить, каким образом социокультурные изменения отражаются на жизненном пути различных когорт и каким образом характеристики различных когорт могут вызывать социокультурные изменения. Анализ когорт открывает возможности более глубокого понимания систематической взаимозависимости между изменениями в жизни индивидов и изменениями в обществе - как прошлыми, так и будущими (5. N. Eisenstadt, 1963).

Стратификационный подход предполагает не только изучение возрастных когорт, их социокультурной динамики, но и исследование временных изменений самих социальных страт, то есть набора ролей, статусов, через которые проходят возрастные когорты. Эти изменения, в частности, могут отражать экономические и политические реалии. Войны, например, влияют на увеличение как брачного, так и пенсионного возрастов. В данном случае старики ввиду занятости более молодого поколения на военной службе обычно продолжают трудиться в сфере производства.

Изменения самих социальных страт могут отражать также демографическую динамику. Массовые эпидемии, в результате которых умирает большое число преимущественно людей среднего возраста, обусловливают выполнение социальных ролей людьми, которые до этого считались слишком молодыми либо слишком старыми. Иными словами, общественные роли сами по себе со временем изменяются.

Стратификационный подход затрагивает проблемы взаимодействия различных возрастных когорт и влияния этого взаимодействия на общество. К примеру, численность одной когорты может повлиять на опыт другой. Так, резкий взлет рождаемости в США после Второй мировой войны обусловил огромный спрос на учителей, которые принадлежали к старшей когорте, то есть к поколению фронтовиков. В результате в старшей когорте произошли изменения в структуре социальных ролей.

В социологии большое внимание уделяется проблеме так называемой возрастной солидарности. Центральным здесь является изучение вопросов, связанных с идентификацией себя с людьми по возрасту и следованием в связи с этим соответствующим поведенческим стереотипам. Иными словами, исследователи пытаются установить, как коррелирует степень отождествления себя с группой сверстников и людей, близких по возрасту, со степенью поведенческого отражения этой возрастной солидарности.

Социология изучает также связь между возрастом как принципом стратификации общества и другими принципами, лежащими в основе общественной стратификации. Существует гипотеза, например, что лояльность людей по отношению к группе уменьшает конфликтность между возрастными стратами. В частности, если люди видят свои интересы связанными с родственными коллективами, они в гораздо меньшей степени склонны создавать корпоративные группы, построенные по возрастному принципу.

Попытка найти универсальные причины возникновения в обществе социальных групп, объединенных по критерию возраста, представленная в работе С. Айзенштадта, позволила автору поставить общую проблему соотношения возрастной организации и социальной структуры общества. Он выделил типы возрастных групп, соответствующие разным типам социальной структуры, проанализировал их общественные функции, критерии членства, внутреннюю организацию и т. п.

В своем исследовании С. Айзенштадт исходит из посыла, что в любом обществе биологическое развитие индивидуума в той или иной мере обязательно коррелирует с его социально-политическим развитием, хотя в каждом обществе проблемы, связанные с биологическим развитием, определяются специфическими средствами конкретной культуры и имеют универсальные черты. Везде человек из ребенка становится отцом, из ученика - учителем, из юноши - стариком. Таким образом, параметры биологической эволюции более или менее одинаковы для любого общества, а значит, все люди должны в течение жизни преодолевать проблемы, связанные с возрастом. С точки зрения ученого, в любом обществе существуют группы, которые, с одной стороны, занимают важное место в социальной структуре общества, с другой - строятся на возрастном критерии (S. N. Eisenstadt, 1963).

Прохождение индивидом возрастной лестницы является не только его индивидуальной проблемой, но и делом важной общественной значимости. Этот процесс заключает в себе огромную опасность для жизнеспособности общества, связанную с возможностью нарушений механизма передачи социальной информации от поколения к поколению. Поэтому одним из главных компонентов возрастной структуры является ее иерархичность, то есть доминирование одних возрастных групп над другими (S. N. Eisenstadt, 1963).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.