Здавалка
Главная | Обратная связь

Возраст, социум, культура



Возраст является важной переменной как для понимания и прогнозирования индивидуального поведения, так и для функционирования и развития общества в целом. Поскольку социум представляет разновозрастную структуру, в нем существуют элементы возрастной стратификации. Взаимоотношения людей определяются временными границами пребывания в рамках тех или иных социальных институтов, причем важную роль в процессе социального возрастного регулирования играет государство.

Положение различных возрастных слоев в разных социумах неодинаково, оно зависит от социально-экономического развития, режима функционирования и культуры. Например, доминирующее положение старших поколений характерно для ранних стадий социогенеза или для обществ с низкой динамикой социальных изменений, а также для конфуцианско-азиатской культуры.

В современных развитых информационных обществах динамично меняются общественные реалии, и возрастает роль молодежи, как более адаптируемой возрастной группы. В каждом социуме существуют различные возрастные поколения с разным социальным опытом. Но не только социальная среда влияет на формирование поколения, но и поколение, сформировавшись под воздействием определенной среды, может со временем существенно повлиять на вектор ее эволюции. Поэтому вполне закономерна озабоченность тех, кто предвидит негативные перспективы для России в недалеком будущем, когда к власти придут сегодняшние дети, выросшие в атмосфере духовной и культурной амбивалентности.

Возрастная стратификация в любом обществе зависит от уровня его развития и опосредована культурой. Культурой, в частности, определяется и количество выделяемых возрастов. Например, в США прошлого века не выделялся период юности, так как дети очень рано начинали работать, то есть становились взрослыми. Общественные закономерности, связанные с появлением и взаимодействием разновозрастных когорт, необходимо исследовать с помощью кросс-культурного анализа, поскольку возрастной процесс может быть понят только с социокультурной точки зрения.

Возраст является важным социокультурным и биологическим феноменом. Его анализ необходимо строить с учетом следующих положений.

1. Возрастной процесс нельзя исследовать вне социальных, культурных и исторических изменений, так как люди рождаются, развиваются и стареют не в вакууме. Поэтому следует изучать не только отличительные признаки различных возрастных групп, детерминированные различными социокультурными условиями, но и изменения социума под влиянием этих возрастных различий.

2. Возраст может быть понят только в контексте его социокультурной вариативности - как в пределах одного социума, так и на кросс-культурном уровне.

3. Возраст можно изучать только в рамках анализа всего жизненного пути человека, а не какой-либо его части. Возрастной процесс начинается с рождения и заканчивается смертью, а не начинается в какой-то особенный момент. К тому же в социуме люди всех возрастов взаимосвязаны между собой.

4. Индивидуальный возрастной процесс представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной внешней среде (В. В. Бочаров, 2001).

В настоящее время проблема возраста изучается рядом научных дисциплин, в ее изучении уже сформировались свои научно-исследовательские стратегии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.