Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. СТАРОСТЬ И СТАРЕНИЕ



Старость - самый парадоксальный и противоречивый человеческий возраст. Крепкий узел проблем - время, когда «последние вопросы бытия» (М. Бахтин) встают во весь рост во всей своей жизненной напряженности, не допуская никаких иллюзий, требуя разрешения неразрешимого. Сколько себя сознает человечество, столько пытается оно открыть вечную загадку человеческого Я, столько стремится оно к раскрытию тайны старости, не прекращая попыток пробиться к ее сути, делая круг за кругом, виток за витком в осмыслении этого феномена жизни.

Одной из наиболее важных и очевидных причин необходимости изучения особенностей взрослого возраста явилось резкое увеличение продолжительности жизни у большей части населения, проживающего в индустриально развитых западных странах. Термин «геронтология», предложенный для обозначения научного направления, занятого изучением процессов старения, появился в 1914 году. Это означает, что только в XX веке население в массовом масштабе стало достигать пожилого и старческого возраста.

Средняя продолжительность жизни в западных развитых странах составляет для мужчин 70 лет, а для женщин 76 лет, и ожидается дальнейший ее рост на 10 лет (D. В. Bromley, 1988). Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым старым человеком, чей возраст был документально подтвержден, является Шигечио Изюми из Японии, умерший в 1986 году в возрасте 120 лет.

До недавнего времени число людей, доживших до предельного библейского возраста - семидесяти лет, было невелико. С изменением медицинских, социальных и экономических условий жизни процент здоровых людей пенсионного возраста значительно вырос. Вероятно, именно увеличение числа людей, доживающих до глубокой старости (80 лет и старше), позволило привлечь внимание исследователей к проблеме позднего возраста. В результате возник разрыв в знаниях; «белым пятном» явился период развития между ранней взрослостью (17 лет) и глубокой старостью, который должен быть, наконец, исследован. Таким образом, перед психологией развития встает задача изучения всего жизненного пути человека.

Старение - многоплановый процесс. Можно говорить о физическом, личностно-психологическом, социальном, профессиональном аспектах старения. Поэтому изучение данного феномена потребовало обращения к комплексному междисциплинарному знанию.

Первым этапом выполнения проекта была систематизация и концептуализация опыта исследования проблемы старения в медицине, геронтологии, антропологии, социологии и психологии.

Опуская исторический анализ данной проблематики, рассмотрим выделенные нами основные направления понимания процесса старения и его исследования в современной науке.

Психологические проблемы старения рассматриваются герон-топсихологией, психогеронтологией, психологией развития и психологией личности, социальной и возрастной психологией. Однако, несмотря на столь внушительный список, психология старения по сравнению с другими разделами разработана меньше всего. Это связано, прежде всего, с различиями теоретических интерпретаций психологических характеристик пожилых людей, отсутствием достоверных данных о возрастной норме различных сторон психической деятельности в позднем возрасте. Вторая причина - отсутствие надежного и валидного инструментария для проведения экспериментальных психологических исследований лиц пожилого и старческого возраста. Наконец, третья причина заключается в том, что подавляющее большинство употребляемых методик разработано для изучения людей более молодого возраста и, естественно, не соответствует установкам, интересам и другим характеристикам пожилых и старых людей.

Изменения возрастной структуры населения ставят перед обществом множество вопросов, в том числе и психологических: что наполняет внутренний мир стареющего человека? Сохраняет ли человек до глубокой старости характерную для его личности структуру? Влияют ли какие-либо психические и личностные свойства или психотипы в плане увеличения/уменьшения продолжительности жизни?

Ответы на подобные и многие другие вопросы позволят определить соотношение личностного статуса и стиля жизни в старости, разработать рекомендации не только и не столько по продлению жизни, но и сохранению ее, по возможности, полноценной и активной.

В современной психологии все более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс; это, скорее, продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Причем люди позднего возраста вынуждены не только приспосабливаться к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе (И. В. Давыдовский, 1966).

Необходимо строго различать понятия старения и старости.

Старость в психологии - это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст (М. Ермолаева, 2002).

Старение - разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы (Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая, 1999).

По мнению известного советского геронтолога И. В. Давыдовского, в этих понятиях переплетаются объективные законы жизни и субъективные антропоморфные представления человечества, а также просто страстное желание жить долго {И. В. Давыдовский, 1966).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.