Здавалка
Главная | Обратная связь

Почему исследование, в котором сравниваются хорошо и плохо приспособленные группы, называется корреляционным?



Почему сопутствующее смешение всегда присутствует в корреляционном исследовании и только иногда — в активном эксперименте?

Как можно использовать идеальный эксперимент в качестве эталона внутренней валидности в корреляционном исследовании?

С какими трудностями связан контроль смешения путем индивидуального подбора пар? Приведите пример.

Дайте пример того, как использование однородных подгрупп может обеспечить сведения о взаимодействии.

Какие смешивающиеся переменные были упущены исследователями при определении влияния порядка рождения?

Почему даже самое лучшее корреляционное исследование ограничено в выделении переменных, влияющих на поведение?

Почему высокий коэффициент корреляции позволяет отобрать пропорционально большее число индивидов, работающих качественно?

По каким параметрам различаются корреляционные исследования?

СЛОВАРЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Настоящая книга — хорошее учебное пособие по экспериментальной психологии. Чтобы успешно использовать ее в учебном процессе (и прежде всего, самому начинающему психологу), удобно иметь общую сводку определений терминов, применяемых при описании планирования и проведения психологического эксперимента. Автор назвал их «Словарем экспериментатора» — базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала. Перечислить основные термины (а здесь их около ста) и дать им краткую характеристику — главная цель словаря. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода терминов. В некоторых случаях полезно знать их эквиваленты на языке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение.

Как обычно, термины представлены раздельно, в алфавитном порядке. Однако большинство из них довольно тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям книги, как «безупречный эксперимент», «валидность», «обобщение», «контроль», «экспериментальная схема» и др. Эти связи учтены и отражены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в единые блоки, (иногда довольно крупные), в тексте каждого блока другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом. Кроме того, не случайно словарь открывается термином «валидность».

При работе со словарем хорошо пользоваться следующим за ним «Предметным указателем», где приведены все термины, выделенные курсивом в тексте книги, а также названия экспериментов-иллюстраций.

ВАЛИДНОСТЬ (validity) — достоверность (если степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. «В.» — центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения эксперимента.

Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т.е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера реальных условий и, во-вторых, от адекватности, выбора средств. Так, источники нарушения В. (прежде всего, ненадежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля позволяют приблизиться к нему, т.е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.

В соответствии с разными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.:

  • внутренняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального и бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. — первое и необходимое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не обладающий внутренней В., назван автором просто неудачным;
  • внешняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней В., является неверным, несоответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки другой гипотезы).

Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную, автор называет просто «other» — другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина: «побочная» — применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и «дополнительная» — переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте как побочные (нарушающие внутреннюю В.) и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающая внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).

  • операциональная В.—разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т.д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют три его вида:

- нулевое (zero), или отсутствие В.,

- расходящееся (spreading) и

- пересекающееся (crossing) В.;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.