Почему исследование, в котором сравниваются хорошо и плохо приспособленные группы, называется корреляционным?
Почему сопутствующее смешение всегда присутствует в корреляционном исследовании и только иногда — в активном эксперименте? Как можно использовать идеальный эксперимент в качестве эталона внутренней валидности в корреляционном исследовании? С какими трудностями связан контроль смешения путем индивидуального подбора пар? Приведите пример. Дайте пример того, как использование однородных подгрупп может обеспечить сведения о взаимодействии. Какие смешивающиеся переменные были упущены исследователями при определении влияния порядка рождения? Почему даже самое лучшее корреляционное исследование ограничено в выделении переменных, влияющих на поведение? Почему высокий коэффициент корреляции позволяет отобрать пропорционально большее число индивидов, работающих качественно? По каким параметрам различаются корреляционные исследования? СЛОВАРЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА Настоящая книга — хорошее учебное пособие по экспериментальной психологии. Чтобы успешно использовать ее в учебном процессе (и прежде всего, самому начинающему психологу), удобно иметь общую сводку определений терминов, применяемых при описании планирования и проведения психологического эксперимента. Автор назвал их «Словарем экспериментатора» — базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала. Перечислить основные термины (а здесь их около ста) и дать им краткую характеристику — главная цель словаря. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода терминов. В некоторых случаях полезно знать их эквиваленты на языке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение. Как обычно, термины представлены раздельно, в алфавитном порядке. Однако большинство из них довольно тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям книги, как «безупречный эксперимент», «валидность», «обобщение», «контроль», «экспериментальная схема» и др. Эти связи учтены и отражены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в единые блоки, (иногда довольно крупные), в тексте каждого блока другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом. Кроме того, не случайно словарь открывается термином «валидность». При работе со словарем хорошо пользоваться следующим за ним «Предметным указателем», где приведены все термины, выделенные курсивом в тексте книги, а также названия экспериментов-иллюстраций. ВАЛИДНОСТЬ (validity) — достоверность (если степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. «В.» — центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения эксперимента. Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т.е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера реальных условий и, во-вторых, от адекватности, выбора средств. Так, источники нарушения В. (прежде всего, ненадежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля позволяют приблизиться к нему, т.е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых. В соответствии с разными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.:
Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную, автор называет просто «other» — другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина: «побочная» — применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и «дополнительная» — переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте как побочные (нарушающие внутреннюю В.) и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающая внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т.д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют три его вида: - нулевое (zero), или отсутствие В., - расходящееся (spreading) и - пересекающееся (crossing) В.; ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|