Здавалка
Главная | Обратная связь

И некоторые факторы, нарушающие их внутреннюю валидность



Вид эксперимента (основание сравнения) Достигаемые преимущества Факторы, нарушающие внутреннюю валидность Способы их контроля
Искусственный (интраиндивидуальный) Устранение систематического смешения и сокращение ненадежности данных Эффекты последовательности, предубеждения экспериментатора, факторы задачи и др. Интраиндивидуальные схемы, адекватный подбор задач
Групповой Возможность распространения результатов на популяцию и применения межгрупповых схем; устранение эффектов последовательности Индивидуальные различия испытуемых Схемы распределения испытуемых по группам
Лабораторный Возможность методического обеспечения единичной независимой переменной (и очищения ее условий); возможность проверки точных экспериментальных гипотез (в том числе — нуль-гипотезы) Сопутствующее (искусственное и естественное) смешение независимой переменной Введение контрольного условия или расширенной переменной
Многоуровневый (кросс-индивидуальный) Преодоление неполноты независимой переменной, дополнительный контроль сопутствующего смешения (осведомленности испытуемых); возможность проверки точных гипотез о количественных отношениях Эффекты неоднородного переноса, ряда, центрации; неверно установленное отношение между независимой и зависимой переменными Кросс-индивидуальные схемы; контроль репрезентативности обобщенных данных, адекватного числа уровней, проверка правильности измерений
Факторный Контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов при проверке гипотез с одним отношением; возможность проверки комбинированных гипотез и измерения взаимодействий Дополнительные сопутствующие переменные Новый факторный эксперимент
Корреляционное исследование Возможность проверки гипотез о соотношении (и взаимодействии) факторов без их активного изменения Все переменные, помимо интересующих исследователя Статистический контроль, подбор групп, уравненных по побочным или дополнительным факторам

УРАВНИВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЕ (counterbalancing) — достижение численного равенства средних позиций каждого из условий (или уровней) независимой переменной в последовательности (или наборе последовательностей) их предъявления. У.П. применяется в индивидуальных экспериментах для контроля эффектов последовательности проб. Схема позиционно уравненной последовательности — одна из схем интраиндивидуального эксперимента (см. Последовательность). В многоуровневых экспериментах, где использование этой схемы требует слишком много времени (а межгрупповой — слишком большого числа испытуемых), применяется У.П. по определенному набору последовательностей уровней, каждая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем У.П., или кросс-индивидуальных схем — несколько:

§ реверсивное (обратное) У.(П.) — предъявление двух последовательностей уровней — прямой и обратной — двум разным испытуемым (или их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;

§ полное У.(П.) -- использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испытуемому (или одной группе); обеспечивает контроль эффектов неоднородного перекоса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой позиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходимости привлекать большое количество испытуемых;

§ латинский квадрат (см. Квадрат латинский);

§ сбалансированный квадрат (см. К. сбалансированный).

УРОВЕНЬ (level) — форма предъявления, или способ действия независимой переменной количественного типа. Привлечение большого количества У. в многоуровневом эксперименте позволяет преодолеть неполноту независимой переменной. Термин «У.» используется также применительно к разным способам действия побочных и дополнительных переменных. Определенный У. дополнительной переменной — необходимая составная часть экспериментальной гипотезы. В данном случае различия между У. являются, как правило, не количественными, а качественными (например, разные типы музыкальных пьес). Соответствие У. дополнительных переменных — главное условие достижения внешней валидности, а проведение экспериментов на разных У. этих переменных обеспечивает возможность широкого обобщения результатов. При контроле сопутствующего смешения в факторном эксперименте выделяют активный (т.е. У. действия) и пассивный У., (а также более и менее активные У.).

§ альфа (α)-У. — вероятность появления случайного события (например, определенного значения зависимой переменной), при которой нуль-гипотеза отвергается. А.-у. иногда называют уровнем значимости статистического критерия, используемого для проверки экспериментальной гипотезы. Так, в гл. 6 приводятся примеры проверки гипотез с помощью t-критерия при А.-у., равных 0,05 и 0,01. С уменьшением величины А.-у. повышается строгость проверки исследуемого отношения между независимой и зависимой переменными, т.е. понижается риск ошибочного отвержения нуль-гипотезы (ошибки I типа);

§ бета (β)-У. — вероятность появления определенных значений зависимой переменной, свидетельствующих о наличии ее связи с воздействием независимой переменной, при которой нуль-гипотеза не отвергается. Величину, равную 1 -- β, называют мощностью используемого статистического критерия. При обработке результатов следует учитывать связь между альфа- и Б.-у.: уменьшение альфа-у. приводит к снижению мощности критерия, т.е. к увеличению риска ошибочного неотвержения нуль-гипотезы (ошибки II типа). Выбор величины альфа- и Б.-у. должен быть адекватным общей задаче эксперимента.

УСЛОВИЕ: a) (treatment) — см. Состояние, или Условие; б) У. (condition) контрольное — способ контроля сопутствующего смешения независимой переменной. Введение У.К. на специальной группе испытуемых позволяет в итоге достичь постоянного уровня сопутствующей переменной и тем самым «очистить» активное У. независимой переменной. В данном случае (к счастью, он — единственный) термины «condition» и «treatment» приходится различать по контексту (контрольное У. и У. независимой переменной). Впрочем, идентичность русского перевода этих терминов не столь опасна: так, при контроле сопутствующего смешения базисной переменной новое, специально введенное У. (condition) становится одним из У. (treatment) второй независимой (контрольной) переменной. Добавим, что как в оригинале, так и при переводе «У.» используется и как просто слово языка, не получая терминологического смысла (например, «погодные У.» или «У. проведения эксперимента»).

ФАКТОР — любая реальность, влияющая на поведение испытуемого в эксперименте. Термин «Ф.» содержательно близок термину «переменная» и использовал как его синоним при описании факторных экспериментов и для обозначения ряда побочных переменных — Ф. времени, Ф. задачи, субъективного Ф.:

§ Ф. времени (time variable) — условное обозначение для совокупности Ф., оказывающих побочное влияние на результаты эксперимента (значения зависимой переменной) и связанных с изменениями, которые происходят с течением времени. К изменениям во времени автор относит, во-первых, известные побочные Ф., которые при правильном планировании эксперимента можно произвольно сохранять постоянными по своему уровню (например, время дня, погодные условия), и, во-вторых, различные виды нестабильности во времени побочных, независимых и зависимых переменных (причем сюда относятся изменения и в поведения испытуемого, и в измеряемых показателях). Нестабильность во времени трудно устранить непосредственно, необходимы способы первичного контроля, применение экспериментальных схем (здесь — интраиндивидуальных). Один из основных Ф., порождающих несистематическую изменчивость и ненадежность результатов, особо опасен для естественных и долговременных экспериментов;

§ Ф. задачи (task variable) — совокупность побочных влияний на результаты эксперимента, связанных с различием экспериментальных задач, которые предъявляются испытуемым при разных условиях независимой переменной. Эти влияния (различия) усредняются с помощью правильного подбора задач. В большинстве индивидуальных практических экспериментов Ф. задачи входит в состав Ф. времени; применение межгрупповых схем позволяет полностью устранить его;

§ субъективный Ф. (subject variable) (см. Различия индивидуальные).

ЭКСПЕРИМЕНТ — проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) изменения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

§ Э., который дублирует реальный мир, — Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. в смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

§ Э., который «улучшает» реальный мир, или искусственный Э. — Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных и дополнительных переменных;

§ лабораторный Э. — Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

§ индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная);

§ Э. с одним испытуемым (single-subject e.) частный вариант индивидуального Э.:

§ групповой, или межгрупповой Э. (см. там же);

§ кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

§ бивалентный Э. --- Э. с двумя условиями независимой переменной;

§ мультивалентный, многоуровневый Э. — Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

§ факторный Э. (см. там же);

§ многомерный (multivariate) Э. — Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.