Здавалка
Главная | Обратная связь

Аналогия эвристическая -



метод познания и творчества, базирующийся на отыскании и использовании сходство, подобия (в каком-то отношении) предметов и явлений, в целом различных.

Основой А.э. служит сопоставление объективных связей и отношений реальной действительности. Различают аналогии тривиальные — общеизвестные и эвристические — неожиданные, поисковые. Применение А.э. способствует устранению противоречий, содержащихся в проблемной проектной ситуации, при этом, в зависимости от поставленной задачи, можно использовать аналогии следующих типов:

прямые (их часто находят в биологических системах; так, червь-древо-точец натолкнул на мысль о кессонном методе строительства подводных или подземных сооружений);

субъективные (конструктор старается представить себе, что он испытывал бы, если бы «был кроватью»);

символические (метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, нопример, «дерево решений»);

фантастические (представление вещей такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь том, где ее касаются колеса нашего автомобиля).

АРТЕФАКТ (искусственно сделанное) — термин, подчеркивающий от-

Артефакт: Выстраивание знака, «Квадрат». Франциско Инфанте. 1984—1986

личие художественного произведения как результата человеческой деятельности от объектов природы.

В сегодняшней эстетической практике термин А. выражает предельно широкий спектр объектов, наделенных значением художественных. В этой системе представлений любой предмет может приобрести статус А., будучи выделенным из природных с помощью специального экспонирования, установления связей с другими предметами, изменения точки зрения на предмет. А. лежит на границе природного, т.е. бесконечного, и искусственного, сиюминутного. Призвание художника — чувствовать тонкую грань между искусственным объектом и природой, создавая каркас, внутри которого можно свободно работать как атрибутами самой природы: солнечным светом, воздухом, снегом, землей, небесами, так и средствами художественной технологии, не отрывая одного от другого. А., отодвинутый на историческое расстояние, приобретает черты тайны, обнаруживаемой в гармоничном объекте, не оскорбляющем природу своим присутствием, не нарушающем ее тонких сплетений. Художником, целенаправленно исповедующим философию А., является московский дизайнер Ф. Инфанте.

АРХЕТИП — прообраз, первоначальный образ, идея; исключительно устойчивые схемы (шаблоны), присущие мышлению, поведению людей, а также объектам (результатам) их созидательной деятельности. Понятие, активно используемое в философии, психологии, эстетике, помогающее пониманию природы художественного творчества; в дизайне — исходная база для сравнения аналогов, прогнозирования, про-блематизации, выбора оптимальных решений.

По представлениям швейцарского психолога К. Юнга (1875-1961), А представляет собой зафиксированные в структуре внутреннего мира человека следы памяти человеческого прошлого, опыта, передаваемого из поколения в поколение, проявляющиеся через интуицию в художественном творчестве. Юнг различает два типа художественной деятельности: интроверти-рованный, характерный установкой на реализацию внутреннего мира, и экст-равертированный, ориентированный вовне.

В первом типе художественное произведение основано на функционировании «индивидуального бессознательного», отражающего личностный опыт художника, во втором, визионерском, определяющую роль играет «коллективное бессознательное». Визионерский тип творчества, «дар творческого отя» чрезвычайно редок, присущ избранным, но именно он дает значимые ориентиры в творчестве доминирующих интровертов. Архитектурное творчество ближе других визионерскому, архетипи-ческому; оперируя вечными категориями пространства, формы, ритмо, цвета, оно поднимается в области безусловного, нетленного, абсолютного, прсдла гает нам модели структурированной материи, очищающей замкнутую на личных страданиях психику.

ассамбляж — понятие современного искусства, связанное с возникновением произведений, сделанных из материалов или предметов, первоначально созданных для других целей.

Одним из первооткрывателей искусства А. был француз М. Дюшамп, создавший в 1913—1917 годах свои нашумевшие композиции «Писсуар»,

Ассамбляж: композиция «Sundae». К. Ольденбург, 1963

«Сушилка для посуды», «Велосипедное колесо». Методами А. пользовались П. Пикассо, Вл. Татлин, использовавшие в своих рельефах самые различные материалы и предметы.

В искусстве поп-арта (50—60 годы XX века) американские художники Р. Ра-ушенберг, Т. Вессельман, Д. Джонс, К. Ольденбург, Ж. Сегал и др. активно пользовались методами А Особого совершенства в области А. достигла Л. Невельсон, с середины 1950-х годов работавшая преимущественно в этом жанре. Среди европейских художников заметны поляк В. Хосиор и русский Б. Смертин. Методы А. широко используются в архитектуре постмодернизма, соединяющей в архитектурной композиции различные мотивы и использующей архитектурные цитаты и метафоры. Среди таких построек «Площадь Италии» Ч. Мура, особняки Р. Вентури, работы группы «САЙТ», группы «Архитектоника», постройки Ф. Гери.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.