Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. КОНКУРЕНЦИЯ — ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Белорусский государственный экономический университет

 

 

Е.Ф. Волонцевич

 

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМ

 

 

Курс лекций

Для студентов специальности «Коммерческая деятельность»

 

 

Минск 2003

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Конкурентоспособность фирм» является дисциплиной специализации, изучающей возможности и пути завоевания определенного сегмента рынка товаров и услуг.

Период совершенствования экономических отношений в Республике Беларусь и связанные с этим процессы формирования хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий. Предприятие стало основным субъектом рынка и определяющими в их деятельности стали не директивные, а экономические методы и интересы. Предприятия получили определенную самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами своего труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В этих условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. Оно должно быть ориентировано только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, на поддержание конкурентоспособности.

В условиях, когда конкуренция является реальным признаком жизни, знание только одних основ экономики предприятия, главных экономических понятий не обеспечивает выживаемость. Знания стратегии рыночной конкуренции позволяют выбирать выгодную позицию на рынке, вести цивилизованную борьбу за выживание предприятия и его процветание, успешно конкурировать как со своими (отечественными) конкурентами, так и с иностранными компаниями на территории своей страны и за рубежом.

Поэтому цель изучения курса «Конкурентоспособность фирм» состоит в необходимости вооружить студентов, наряду с другими экономическими дисциплинами, знаниями по проблемам обеспечения конкурентоспособности субъектов хозяйствования.

Цель курса определяет его предмет и метод, задачи и структуру. Предметом курса является, прежде всего, содержание конкуренции, ее особенности на рынках различных товаров и услуг, понятие и факторы конкурентоспособности, основы стратегического анализа и выработки стратегий поведения предприятия (предпринимателя) на рынке, конкурентные преимущества, их источники и способы обеспечения.

При изучении курса стоят задачи узнать:

n сущность, виды, формы, методы, историю развития, факторы конкуренции;

n механизм исследования конкурентоспособности, выявления финансовых затруднений и их последствий;

n природу и мотивы банкротства, процедуру объявления о банкротстве и правовые основы его наступления;

n экономический механизм антикризисного управления несостоятельным предприятием;

n организационный механизм ликвидации предприятия-банкрота;

n пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ.

Рассмотрение столь широких и специфических вопросов требует владения знаниями по ряду дисциплин. Прежде всего к ним следует отнести микро- и макроэкономику, менеджмент, маркетинг, экономику предприятий отрасли, хозяйственное и гражданское право, психологию и др.

Метод курса — это общенаучные способы познания и исследования явлений и процессов, происходящих в экономике. Основой является диалектический и исторический материализм. Широко используются методы программного, целевого, системного, комплексного подходов к изучению явлений и процессов. Важным методом, как любого экономического курса, является количественный и качественный анализ, а также прогноз на этой основе самих явлений и их причинно-следственных связей. Это предполагает широкое применение статистических и математических методов.

В силу новизны рассматриваемых вопросов, литература по курсу разрозненна и представлена разными точками зрения. В то же время отдельные вопросы освещены очень подробно. В целом все источники можно сгруппировать:

1. учебные пособия и монографии по теории и практике предпринимательства, маркетинга, экономике предприятий;

2. учебные пособия и монографии по анализу и управлению финансовым состоянием предприятия, а также нормативно-инструктивный материал по этим вопросам;

3. учебные пособия по проблемам банкротства и антикризисного управления предприятиями, нормативно-правовые акты по вопросам банкротства в РБ.

Данное пособие является обобщением указанных источников и собственных разработок автора. Оно включает краткие тексты лекций по пяти темам курса согласно базовой программе. Ряд вопросов для лучшего усвоения представлены в виде схем, таблиц. Для закрепления и более глубокого изучения материала предложен обширный список основной и дополнительной литературы с указанием на конкретные источники в каждой теме. Также следует отметить, что изучение курса предполагает обязательное использование Методических рекомендаций по проведению семинарских и практических занятий, разработанных автором, где содержатся теоретические и практические задания с рекомендациями по их решению. Поэтому в данном пособии методики и формулы приводятся только в случае их новизны или недостаточного распространения в литературе.

 

 

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. КОНКУРЕНЦИЯ — ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.