Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды, формы и методы конкуренции



Как конкуренция, так и конкурентоспособность могут рассматриваться лишь в условиях конкретного рынка и зависят от происходящих на нем экономических явлений. Принципиальным моментом является при этом тип рынка, на котором действует фирма.

В экономической теории обычно выделяют четыре типа (модели) рынка по степени развитости конкуренции:

* чистая конкуренция;

* чистая монополия;

* монополистическая конкуренция;

* олигополия.

Однако эта классификация не дает полного понимания. В теории конкуренции принято выделять виды, формы и методы конкуренции.

Виды конкуренции:

1. Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели занимаются куплей-продажей однородного продукта. Различий в товаре не существует и из-за многочисленности продавцов и покупателей ни один из них, действуя независимо, не может воздействовать на цену. Пример: финансовый и сельскохозяйственный рынок развитых стран.

2. Совершенная конкуренция определяется как чистая конкуренция с двумя дополнительными условиями. Первое — абсолютная (совершенная) мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствие барьеров на вход-выход с рынка. Второе — покупатели и продавцы обладают совершенными знаниями о рынке, т.е. вся информация абсолютно доступна. Реальных примеров совершенной конкуренции нет. В долгосрочной перспективе чистая и совершенная конкуренция совпадают.

3. Эффективная (реальная) конкуренция возникает, когда покупатели и продавцы оперируют независимо, даже если рынок не является чисто или совершенно конкурентным. Конкурентная система открыта и свободна, а ее участники сравнимы.

Формы конкуренции различают в зависимости от особенностей реализуемых на рынке товаров и услуг:

1. Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Товары или фирмы, способные удовлетворить эту потребность, являются функциональными конкурентами. Например, потребность в передвижении может быть удовлетворена путем покупки транспортного средства или билета на нужный рейс железнодорожного-, авиатранспорта, заказа такси и т.д. Соответственно фирмы, предлагающие такие услуги, являются функциональными конкурентами.

2. Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары (услуги), предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся по каким-либо существенным параметрам. Например: выбрав покупку транспортного средства, можно приобрести автомобиль, велосипед, мотоцикл, самолет и т.д.

3. Предметная конкуренция обусловлена тем, что фирмы выпускают по сути идентичные товары, отличающиеся только качеством изготовления или имеющие незначительные различия. Например: выбрав покупку автомобиля марки «Форд», можно приобрести ту или иную модель. Эта форма конкуренции обусловливает дифференциацию продукции, которая получила широкое распространение на рынках высокоразвитых стран.

С точки зрения механизма и методов осуществления конкуренцию принято разделять:

1. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Может быть применена только в условиях рынка, эластичного по ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В современном мире в значительной части отраслей открытая ценовая конкуренция не действует, т.к. снижение цен у одного из производителей обычно вызывает аналогичные действия его конкурентов, что не приводит к изменению позиций фирм на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в целом. Это ведет к снижению инвестиций в обновление основных фондов, усилению спада производства. Вместо ожидаемых побед наступает разорение. Ценовая конкуренция применяется, главным образом, мелкими фирмами и фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, т.к. сил и возможностей для неценовой конкуренции нет. Также используется для проникновения на рынки с новыми товарами и для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

2. В современных условиях конкуренция чаще является неценовой. Ключевыми факторами успеха в борьбе за потребителя становится не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг, сопровождающих реализацию и эксплуатацию изделий. Существенная роль отводится репутации фирмы, ее престижности. В значительной степени успех зависит от создания товаров «рыночной новизны» и быстроты их появления на рынке. Это основной метод конкуренции.

3. Методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции называют недобросовестной конкуренцией. Это дезинформация потребителей и хозяйственных партнеров о достоинствах товара или предприятия, которыми они не обладают; распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов; недобросовестное копирование (имитация) товара конкурента и его продажа по более низким ценам; демпинг (продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран). Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательств по защите прав потребителей, о рекламе, по контролю за монополиями, гражданским и уголовным кодексами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.