Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией



В настоящей статье излагаются основные результаты исследовательской работы па изучению нарушений произносительной (звуковой) речи, выполненных в медико-педагогической консультации на дефектологическом факультете МГПИ им. В. И. Ленина, в специализированном детском саду № 1743 и массовом детском саду № 1321 в течение последних лет и поставленных в соответствие с новыми представлениями о расстройстве целостной системы организма у детей с дизартриями и функциональной дислалией. Наиболее подробно рассматриваются экспериментальные данные, полученные в этой области в 1971 – 1972 гг. Что же касается результатов более ранних исследований, проведенных с 1960 – 1970 гг. и к настоящему времени опубликованных (1, 2), то по ним даются лишь выводы.

Речь является одним из важнейших компонентов психической деятельности человека. Как и другие функции психики, речь может подвергаться нарушениям. Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляет функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.

Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей личности больного. В ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Кроме того, мы наблюдали и такие явления, когда ослабление только отдельных компонентов психики – внимания и памяти ребенка – отрицательно отражались на его успехах по устранению речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к больному ребенку, при котором внимание исследователя сосредоточивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма. С этой целью было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.

Был проведен сравнительный анализ результатов исследования физического статуса, неврологического, а также и психических процессов внимания, памяти и мышления.

Изучение детей проводилось нами главным образом в специализированном детском саду № 1743 и массовом детском саду № 1321. Было изучено 75 детей: из них 25 детей с легкой формой дизартрии, 25 – с функциональной дислалией и 25 – с нормальной речью. По возрасту дети распределились следующим образом (табл. 1)

Таблица 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.