Здавалка
Главная | Обратная связь

VII. 1. Съёмка надводными гравиметрами



§ 234. Измерения силы тяжести на море имеют следующие особенности:

- на показания морского гравиметра действует не только сила тяжести, но и силы инерции и наклоны прибора;

- необходимо определять значения координат пунктов измерений, глубины дна, курс и скорость движения судна;

- измерения ведутся в широком диапазоне изменений силы тяжести и длительными по времени рейсами, поэтому необходим контроль стабильности параметров гравиметров в течении рейса.

§ 235. Для измерений силы тяжести на море применяются статические и динамические гравиметры [13].

§ 236. Конструкция морских надводных гравиметров предусматривает тот или иной способ исключения влияния движений корабля, вызванных волнением моря.

Влияние движений корабля будут меньше, если: работы проводятся на более устойчивом судне; гравиметр установлен в точке судна с минимальным значением ускорений; используется не один, а несколько гравиметров; выбраны оптимальными параметры частотной фильтрации.

§ 237. Перед выходом в рейс должна быть проведена тщательная юстировка всей аппаратуры: эталонирование, балансировка гироплатформы; установка гравиметра на минимум чувствительности к наклону: юстировка оптической или другой регистрационной системы, системы синхронизации показаний различных приборов комплекта.

Как правило, перед каждым длительным рейсом проводятся стендовые или морские испытания комплекта аппаратуры.

§ 238. Проектом надводной гравиметрической съёмки должно быть определено число эталонирований, опорных наблюдений донными гравиметрами, маятниковыми или другими приборами, заходов в порты, контрольных и повторных наблюдений; верхние пределы качки, при которой возможна работа; параметры частной фильтрации; точность и интервал времени определения координат, скорости, курса судна, глубины дна.

§ 239. Интервалы между измерениями на опорных пунктах устанавливаются в зависимости от величины нелинейности изменения нуль-пункта, определяемой экспериментально.

§ 240. Все наблюдения надводными гравиметрами, определения координат, скорости, курса судна, глубин должны быть привязаны во времени с точностью не ниже 1 секунды.

§ 241. Изменения нуль-пункта учитываются по результатам измерений на опорных пунктах, расположенных в портах, а также в районе работ.

Опорные пункты в районе работ размещаются так, чтобы условия наблюдения на них не отличались от условий наблюдений в съёмочном маршруте.

§ 242. В съёмочном маршруте обязательна текущая обработка результатов измерений.

§ 243. Привязка надводных измерений в шельфовой зоне и прибрежных районах проводится радиогеодезическими методами или спутниковой навигационной системой DGPS, как и при донной гравиметрической съёмке, с фиксацией времени, скорости и курса судна для точного определения и учета поправки Этвеша.

§ 244. Для уменьшения ошибок за счет вариаций поправки Этвеша необходимо осуществлять точное вождение судна вдоль прямолинейного маршрута с отклонением от него не более ±2°. Желательно использовать авторулевого.

§ 245. Морская гравиметрическая съемка с морским гравиметрическим комплексом ZLS проводится с непрерывной записью. Комплекс ZLS включает морской аэрогравиметр LaCosta and Romberg, навигационную систему DGPS SUS-1 и SUS-2, эхолот ПЭЛ-Д, систему сбора и регистрации – UNISON [28].

§ 246. Морской гравиметр LaCosta and Romberg записывает с интервалом 1 сек ускорение силы тяжести с девятью разными поправками на диск основного компьютера, навигационная система DGPS SUS-1, SUS-2 с интервалом 1 сек записывает координаты судна, эхолот ПЭЛ-Д измеряет глубину дна с интервалом 1 сек и передает в систему UNISON. Система сбора и регистрации UNISON принимает гравиметрическую информацию, батиметрию и навигационную информацию.

§ 247. Перед началом полевых работ аэрогравиметр LaCosta and Romberg, навигационная система DGPS SUS-1, SUS-2, эхолот ПЭЛ-Д должны быть прокалиброваны. Калибровочные коэффициенты систем ежедневно проверяются в период полевых работ.

§ 248. В качестве опорных пунктов служат пункты, расположенные в портах. Наблюдения на опорных пунктах выполняются при каждом заходе судна в порт с интервалом раз в 7-10 дней. Ежедневное смещение нуль-пункта учитывается по наблюдениям на узлах пересечения профилей.

§ 249. Гравиметрическая съемка с комплексом ZLS выполняется по сетке профилей, причем секущие основную съемку профили выполняются в 2 раза реже основной. Наблюдения на узловых точках после тщательной отбраковки уравниваются.

§ 250. В результате получается цифровая сетка аномалий силы тяжести. Для удаления профильных аномалий, порожденных погрешностями в управлении судном в плохую погоду, цифровая сетка подвергается пространственной фильтрации направленным фильтром Винера.

§ 251. В гравиметрические наблюдения вводятся поправки за лунно-солнечные вариации гравитационного поля, эффект Этвеша и др. производится корреляция морских гравиметрических данных. Рассчитывается полная поправка Буге с учетом поправки за рельеф дна, учитывается плотность воды. Уравненные значения аномалий силы тяжести интерполируются с нерегулярной сети профилей на равномерную квадратную сеть. По такой же сети создается цифровая модель рельефа дна. Результаты обработки данных записываются на 8 мм магнитную ленту Exabyte.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.