Здавалка
Главная | Обратная связь

Междугородные пассажирские перевозки



Рассмотрим автовокзал, который занимается обслуживанием и учетом пассажиров на междугородных автобусных маршрутах. На автовокзале имеет­ся расписание движения автобусов, содержащее информацию о маршрутах и рейсах. Кроме того, на автовокзале имеется справочное бюро, в котором мож­но получить информацию о наличии мест на определенный рейс конкретной даты. И, наконец, на автовокзале есть кассы, в которых пассажир может при­обрести билет. Кассы начинают предварительную продажу билетов за оп­ределенный промежуток времени до дня отправления автобуса (например, за 10 дней).

Необходимо построить такую базу данных, в которой хранится инфор­мация как о технических характеристиках маршрутов, содержащаяся в распи­сании, так и информация о наличии мест на рейсы, и информация о пассажи­рах, купивших билеты на определенный рейс.

Ниже предлагается вариант организации информации о рейсах и пасса­жирах (однако исполнитель задания может предложить собственный вариант организации данных).

Администратор БД к началу продажи билетов на рейс, т.е., на­пример, за 10 дней до дня отправления, создает таблицу, соответствующую рейсу и дате отправления. Назовем эту таблицу схемой рейса, в момент созда­ния схема рейса содержит только номера мест, а в процессе продажи билетов схема будет заполняться информацией о пассажире, которому продан билет на соответствующее место. Причем, в схеме может находиться собственно ин­формация о пассажире (фамилия, имя, отчество) или ссылка на нее.

После того как рейс выполнен, таблица со схемой рейса удаляется, но перед этим список пассажиров этого рейса можно отправить в архив, который хранится в течение определенного срока, а информацию о рейсе - в таблицу выполненных рейсов. Если по какой-либо причине рейс отменяется, то инфор­мация об этом помещается в таблицу отмененных рейсов.

При описанной организации данные можно сгруппировать следующим образом:

- расписание рейсов (номер рейса, маршрут, тип автобуса, расстояние в
км, дни отправления, время отправления, время прибытия, цена билета);

- схема рейса (номер места, информация о пассажире: фамилия, имя, от­чество);

- адреса схем рейсов (номер рейса, дата отправления, ссылка на схему
рейса);

- архив пассажиров (номер рейса, дата отправления, номер места, фамилия, имя, отчество);

- выполненные рейсы (номер рейса, дата отправления, количество проданных мест, полученная сумма);

- отмененные рейсы (номер рейса, дата, причина отмены рейса).

В создаваемой системе, прежде всего, необходимо обеспечить ведение данных: организацию таблиц для схем рейсов и ссылок на них, ввод и редак­тирование данных в таблицах, архивирование данных, удаление таблиц.

Кроме того, в рассматриваемой задаче представляют интерес запросы. Например, следующие:

- наличие свободных мест на рейс;

- количество пассажиров уже выполненного рейса, доходность рейса;

- список всех пассажиров определенного рейса (выполненного или того,
на который идет продажа билетов);

- определить, покупал ли билет человек с заданной фамилией и, если по­
купал, то на какой рейс.

Количественные данные рассматриваемой задачи позволяют также вес­ти их статистический учет, можно для наглядности использовать графическое представление данных. Например, определять количество перевезенных пассажиров и объем перевозок (в денежном выражении) по дням, по месяцам в целом по всем направлениям или по определенному маршруту.

 

4.19. Агентство по продаже авиабилетов
Агентство занимается продажей авиабилетов на различные рейсы, ведет

учет проданных билетов и учет пассажиров, купивших билеты.

Поэтому возникает потребность в хранении и обработке данных, сгруппированных следующим образом:

- информация о расписании рейсов (номер рейса, тип самолета, пункт
отправления, пункт назначения, дата вылета, время вылета, время по­
лета, цена билета);

- информация о свободных местах на рейс (номер рейса, дата вылета,
общее количество мест, количество свободных мест);

- информация о пассажирах, заказавших билет (фамилия, имя, отчество,
предъявленный документ, его серия и номер, номер рейса, дата выле­та).

Особенность данной задачи состоит в том, что информация в базе дан­ных может использоваться как пассажирами (например, для получения сведе­ний о расписании и наличии свободных мест на рейс), так и служащими агентства: кассирами и диспетчерами (администраторами). Т.е. выделяются три группы пользователей БД: пассажир, кассир, диспетчер. В свя­зи с этим возникает проблема разграничения прав доступа этих пользователей к информации БД для защиты ее от несанкционированного исполь­зования.

Другая особенность рассматриваемой задачи: удаление в архив инфор­мации о выполненном рейсе и ввод данных о рейсе с таким же номером на очередную дату, отстоящую от даты удаленного в архив рейса на определенный промежуток, например, на 30 дней вперед.

 

Гостиница

Рассмотрим возможную модель организации размещения и учета про­живающих в некоторой гостинице граждан (клиентов).

Предполагаемая гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Одной из характеристик номера является его тип. Предположим, что существуют следующие типы но­меров: люкс - многкомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфорт­ности и обслуживания; полулюкс - номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; одноместный или двухмест­ный номер с минимальным уровнем сервиса; многоместный номер, также с некоторым уровнем сервиса. Стоимость для номеров типа люкс и полулюкс устанавливается как стоимость всего номера (в сутки), независимо от количе­ства проживающих в номере. Стоимость проживания в одно-, двух- и много­местных номерах устанавливается для одного человека (в сутки). Номера и места в номерах могут бронироваться. При наличии телефона в номере поль­зование междугородным телефоном оплачивается отдельно по фактическим счетам.

Все прибывающие и размещаемые в гостинице граждане при вселении должны заполнить карточку регистрации. Кроме того, для расчетов с клиен­тами администрация гостиницы заводит расчетные карточки, которые со­держат данные о размещении клиента, оказанных услугах и всех расчетах с ним. Для номеров типа люкс и полулюкс расчетная карточка может заводить­ся только для одного клиента, оплачивающего номер.

Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет проживающих в гостинице. Это свойство номера в последующих описаниях будем называть номером комнаты (независимо от фактического количества комнат в номере).

При выбытии клиента данные о нем сохраняются в архиве.

Можно предположить использование следующих свойств (данных) о номерах гостиницы и ее клиентах, которые можно сгруппировать описанным ниже способом:

- сведения о номерах типа люкс и полулюкс (номер комнаты, тип номера,
занят/свободен, количество комнат, этаж, телефон, стоимость номера в
сутки, сведения о бронировании, количество фактически проживаюших);

- сведения о прочих номерах (номер комнаты, тип номера, количество мест,
этаж, телефон, стоимость проживания одного человека в сутки, количест­
во свободных мест);

- карточки регистрации (номер регистрации клиента, номер комнаты, дата
прибытия, фамилия, имя, отчество, предъявленный документ, серия и
номер документа, дата рождения, пол, домашний адрес, домашний теле­
фон);

- расчетные карточки (номер регистрации клиента, номер комнаты, дата и
время прибытия, оплата брони, предполагаемая дата убытия, количество
оплаченных дней, сумма оплаты, окончательный расчет);

- архив (номер регистрации клиента, фамилия, имя, отчество, документ, се­
рия и номер, дата рождения, пол, домашний адрес, домашний телефон,
номер комнаты, дата прибытия, дата убытия).

По усмотрению исполнителя можно расширить или, наоборот, умень­шить количество свойств (данных) рассматриваемой задачи.

Создаваемая информационная система предназначена для администра­ции гостиницы, которая на основании информации о номерах занимается раз­мещением клиентов в соответствии с их запросами. При выбытии клиента ин­формация о номере, в котором он проживал, должна обновляться, а информа­ция о клиенте должна удаляться из рабочих таблиц (карточки регистрации клиентов и карточки учета) и помещаться в архивную таблицу.

Кроме перечисленных задач ведения данных, в системе могут решаться задачи поиска, например, поиск номера или места в номере в соответствии с

некоторыми критериями поиска. Другая задача поиска - это поиск клиента, проживающего в гостинице в данный момент или проживавшего в ней ранее.

Кроме того, в рассматриваемой задаче можно организовать статистиче­скую обработку данных; например, учет количества проживающих в гостини­це по определенным периодам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.