Аспекты образования
"Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию". Я.А. Коменский (1592-1670). Великий чешский педагог. Основоположник педагогики как науки. Разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, классно-урочную форму обучения, принципы и правила обучения, первые иллюстрированные учебники; высказал новый взгляд на учителя Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице: Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности. Функции образования Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем рисунке. Функции образования Социальные Формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества игосударства; Подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме Личностные В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением. Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах. Мы увидели, что образование - очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования: это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры; это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления; это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования; это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования. "У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным" К.Д. Ушинский(1824-1570). Великий русский педагог. Основоположник русской народной школы и педагогики ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|