Нормативная основа образования
Стандарт (англ. stan-dart) - норма, образец, мерило - система параметров результатов деятельности людей (продукции). Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. Сущность образовательного стандарта раскрывается через его функции: социального регулирования (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем); гуманизации образования (утверждение с помощью стандартов его личностно-развивающей функции); управления (реорганизация существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения); повышения качества образования (фиксация минимально необходимого объема содержания образования и установления нижней допустимой границы уровня образования). Базисный учебный план общеобразовательной школы - это составная часть государственного стандарта этого уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в общеобразовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет. Базисный учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного. Федеральный компонент - инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Национально-региональный компонент - вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием сучетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона. Школьный компонент - вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения. Базисный план включает три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательное занятие по выбору; факультативные и индивидуальные и групповые занятия. Родственные (близкие по содержанию) предметы в базисном учебном плане объединены в образовательные области. На всех ступенях обучения в общеобразовательной школе изучаются такие образовательные области и учебные предметы: филология (родной язык, литература, иностранные языки); математика; окружающий мир (человек, природа, общество); обществознание (история, география, обществоведение, экономика, право); естествознание (природоведение, биология, физика, химия); информатика (информационные технологии); технология (труд, материальные технологии); искусство (музыка, образовательное искусство); физическая культура; основы безопасности жизнедеятельности. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Они бывают типовыми, собственно учебными и рабочими. Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения. В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года. На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы. Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ, в которых кроме содержания учебного материала, могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная). Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных. На основе примерного положения разрабатывается Устав образовательного учреждения, в котором указывается: наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых образовательных программ, основные характеристики организации образовательного процесса (язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание, порядок приема обучающихся (воспитанников), продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисления обучающихся (воспитанников), система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и формирования отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих; структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность); порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность образовательного учреждения). Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|