Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормативная основа образования



Стандарт (англ. stan-dart) - норма, образец, мерило - система параметров результатов деятельности людей (продукции).

Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России.

Сущность образовательного стандарта раскрывается через его функции:

социального регулирования (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем);

гуманизации образования (утверждение с помощью стандартов его личностно-развивающей функции);

управления (реорганизация существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения);

повышения качества образования (фиксация минимально необходимого объема содержания образования и установления нижней допустимой границы уровня образования).

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это составная часть государственного стандарта этого уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в общеобразовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.

Базисный учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного.

Федеральный компонент - инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации.

Национально-региональный компонент - вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием сучетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.

Школьный компонент - вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.

Базисный план включает три основных вида учебных занятий:

обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

обязательное занятие по выбору;

факультативные и индивидуальные и групповые занятия. Родственные (близкие по содержанию) предметы в базисном учебном

плане объединены в образовательные области.

На всех ступенях обучения в общеобразовательной школе изучаются такие образовательные области и учебные предметы:

филология (родной язык, литература, иностранные языки);

математика;

окружающий мир (человек, природа, общество);

обществознание (история, география, обществоведение, экономика, право);

естествознание (природоведение, биология, физика, химия);

информатика (информационные технологии);

технология (труд, материальные технологии);

искусство (музыка, образовательное искусство);

физическая культура;

основы безопасности жизнедеятельности.

Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.

На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Они бывают типовыми, собственно учебными и рабочими.

Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения.

В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года.

На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы.

Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ, в которых кроме содержания учебного материала, могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная).

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

На основе примерного положения разрабатывается Устав образовательного учреждения, в котором указывается:

наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения;

цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых образовательных программ, основные характеристики организации образовательного процесса (язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание, порядок приема обучающихся (воспитанников), продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисления обучающихся (воспитанников), система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и формирования отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих;

структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность);

порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.