Здавалка
Главная | Обратная связь

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ



Общая трудоемкость составляет 2 зачетные единицы 72 часа

· 20 ч. – аудиторная

· 52 ч. – самостоятельная

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
Очн. Заоч/заоч.сокр 8/5
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия   8/6
лекции     4/4
практические занятия 4/2
семинарские занятия      
лабораторные работы      
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа   64/66
изучение теоретического курса   20/22
курсовая работа      
домашние задания  
подготовка к зачету  
Вид промежуточного контроля   зачет зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Культура и образование   1-2     Домашнее задание
2. Педагогические традиции и тенденции развития поликультурного образования   3-6     Домашнее задание
3. Общечеловеческие основы народной педагогики и религиозного воспитания   7-8   Презентации по темам
4. Изучение педагогики среды в контексте культурного разнообразия   9-10     Исследовательская работа
5. Обучение детей жизни в поликультурном обществе   11-14     Работа на практическом занятии
6. Развитие толерантности молодежного сообщества   15-18     Разработанный алгоритм дискуссии
7. Билингвальное обучение   19-20     Участие в дискуссии
8.               зачет

Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. Культура и образование.

Культура как среда развития человека и общества, как движущая сила, определяющая направление и формы их развития. С.И. Гессен о связи культуры и образования, о внешних условиях культуры, благоприятствующих развитию внутренней свободы человека. Культура как «целостная человеческая деятельность, на основании которой вырастают сходящиеся грани основных форм духовной самодетерминации нашего сознания, мышления судьбы» (В.С. Библер). Поликультурность (мультикультурность) современного мира. Интеграционные процессы и новая образовательная ситуация. Педагогические процессы, детерминированные межкультурными особенностями общения разного порядка (межнационального, гендерного, социального, языкового). Роль поликультурного образования в становлении личности. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования: аккультурационный подход – ориентиры на культуру переселенцев; диалоговый подход – отношения взаимодействия и взаимообогащения. Закономерности и принципы поликультурного образования.

Тема 2. Педагогические традиции и тенденции развития поликультурного образования

Программа «Панпедия» Я. А. Коменского, формирующая у детей умения жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. Идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, К.Н. Вентцеля – о космической педагогике. Международная практика поликультурного образования. Опыт образования в Школе диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) и школе «Полифорум» (Л.М. Андрюхина). Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Тема 3. Общечеловеческие основы народной педагогики и религиозного воспитания

Единство и специфические особенности воспитания у разных народов. Этнопедагогика как наука, изучающая сущность и особенности народного воспитания. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений (православия, мусульманства, буддизма, иудаизма). Деструктивное влияние тоталитарных сект. Сотрудничество социально-педагогических и миссионерских служб в вопросах противодействия тоталитарным сектам. Практическое занятие: средства народного воспитания (пословицы, песни, сказки, игры) в практике работы с дошкольниками и младшими школьниками. Семинар: воспитание, основанное на религиозных традициях.

Тема 4. Изучение педагогики среды в контексте культурного разнообразия

Проектирование поликультурного образования на основе изучения общества. Этнокультурное своеобразие региона. Культурные особенности проживающих в регионе народов. Социальная активность религиозных общин (традиционные религии). Наличие религиозных сект и противодействия им. Интернациональные объединения, праздники. Возможности свободного общения детей разных национальностей. Традиции региона в поликультурном образовании. Субкультурное своеобразие региона. Подростковые и молодежные неформальные структуры. Характер их взаимодействия.

Тема 5. Обучение детей жизни в поликультурном обществе

Теория и практика формирования у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур.

Образовательная программа «Этнокультурные традиции Урала», реализуемая в Свердловской области.

Практическое занятие: Методики формирования нравственного поведения.

Тема 6. Развитие толерантности детского общества

Организация коллективного нормотворчества в группах обучающихся. Опыт участия детей в совместном определении ценностей жизни: детский сейм и суд Я. Корчака, дилеммы Л. Колберга. Метод дилемм в образовательной практике. Методика обсуждения книг и фильмов. Программа «Образ и мысль», развивающая понимание (в широком смысле слова). Возможности медиа-педагогики в поликультурном образовании. Семинар. Дискуссии по притчам, дилеммам, книгам и фильмам.

Практическое занятие. Программа «Образ и мысль».

Тема 7. Билингвальное обучение

Билингвальное обучение как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами родного и иностранного языков. Образовательная практика различных стран мира и отдельных территорий России. Плюсы и минусы иммерсии (ранняя иммерсия начинается с дошкольного этапа или первого года обучения и предполагает обучение всем предметам на втором языке, при сохранении естественной коммуникации на родном языке с ближайшим окружением ребенка во внеурочное время). Концепции билингвального образования: – «встречи» – игровое вхождение детей в иностранный язык;– «партнерства», где смысл изучения иностранного языка – воспитание у детей добрых чувств, толерантности, стремления к глубокому пониманию другого народа, его особенностей и традиций;– «посредничества» – внимание на изучении языка-посредника, который может выступать в качестве средства межкультурной коммуникации, осуществления политических, культурных и деловых контактов.

Семинар: проблема языков обучения в образовательной организации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.