| Православие
| Католичество
| Протестантство
|
I. Организация церкви
|
Отношение к другим христианским конфессиям
| Считает себя единственной истинной Церковью.
| Считает себя единственной истинной Церковью. Однако после II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) принято говорить о православных церквях как о «сестрах-церквях», а о протестантах - как о «церковных объединениях».
| Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии.
|
Внутренняя организация Церкви
| Сохраняется разделение на поместные церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, по поводу признания или непризнания григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных православных церквей; под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих, а наиболее древней из альтернативных конфессий является старообрядчество.
| Организационное единство, скрепляемое авторитетом папы (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о безошибочности папы.
| В Западной Европе распространены лютеранство и англиканство, в которых преобладает централизация. В США и ряде других стран наиболее активен баптизм, организованный по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенно, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только административные проблемы. В СССР большинство протестантов в 1944 г. были принудительно объединены в Союз евангельских христиан-баптистов. До середины 80-х гг. общины, отвергавшие регистрацию, преследовались.
|
Отношения со светскими властями
| В разные эпохи и в различных странах православные церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.
| Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.
| Разнообразные модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) - государственная религия, в других - полное отделение от государства.
|
Отношение к браку духовенства
| Белое духовенство (т.е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.
| Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью, признающих главенство папы Римского и католические догматы, но сохраняющих при этом традиционный культ и использование местного языка для богослужения.
| Брак возможен для всех верующих. Кроме того, в ряде направлений женщин могут рукополагать в священники и епископы.
|
Монашество
| Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежительные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножительные, в которых нет правил киновии.
| Существует монашество, которое окончательно приобрело орденский характер в XI-XII вв. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, иоанниты, госпитальеры св. Антония, Тевтонский орден и др.).
| Отвергает монашество.
|
Высший авторитет в делах веры
| Высшими авторитетами являются Священное Писание и Священное Предание, включающие в себя труды отцов и учителей Церкви; символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила Вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан VI Вселенским собором; древняя практика Церкви. В XIX - XX вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.
| Высшим авторитетом является папа, когда он высказывает свою позицию по вопросам веры (догмат о безошибочности папы). Также признаётся авторитет Священного Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими (последний состоялся в 1962-1965 гг.).
| Высшим авторитетом является Библия. Существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии или же совокупность верующих признаётся источником авторитетного толкования Священного Писания. В других направлениях возможен крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»).
|
II. Догматы
|
Догмат об нахождении Духа Святого
| Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.
| Считается, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (лат. filioque - «и от сына»). Католикам восточного обряда разрешается иметь иное мнение по этому вопросу.
| Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.
|
Учение о Деве Марии
| Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет.
| Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха.
| Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются.
|
Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах»
| Существует учение о «мытарствах» («частный суд») - об испытаниях души умершего после смерти.
| Существует вера в «частный суд» над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище - преддверие рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий.
| Отвергается учение о чистилище и «мытарствах».
|
III. Библия
|
Соотношение авторитетов Священного Писания и Священного Предания
| Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания.
| Священное Писание уравнено со Священным Преданием.
| Священное Писание выше Священного Предания.
|
IV. Церковная практика
|
Таинства
| Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
| Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
| Разнообразное отношение к таинствам. В большинстве направлений признают два из них - причащение и крещение; несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.
|
Принятие новых членов в лоно Церкви
| Совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения. Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.
| Совершается крещение детей (через окропление и обливание). Конфирмация (миропомазание) и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры.
| Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры.
|
|
|
|
|
Особенности причащения
| Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян «под двумя видами»: Телом Христовым под видом хлеба и Его Кровью - под видом вина.
| Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); обычно причащение «под двумя видами» для духовенства, для мирян - «под одним видом» (только хлеба).
| В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения.
|
Отношение к исповеди
| Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.
| Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.
| Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет права исповедовать и отпускать грехи.
|
Богослужение
| Главным богослужением является литургия по восточному обряду.
| Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.
| Разнообразные формы богослужения.
|
Язык богослужения
| В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковнославянском языке.
| Богослужение на национальных языках, а также на латыни.
| Богослужение на национальных языках.
|
V. Благочестие
|
Почитание икон и креста
| Весьма развито почитание креста, икон. Иконопись православные отделяют от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения.
| Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Считается необходимым строго отличать молитву перед иконой от молитвы иконе; допускается лишь первая.
| Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, - православные иконы.
|
Отношение к культу Девы Марии
| Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, заступнице.
| Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, заступнице.
| Культ Девы Марии отсутствует.
|
Почитание святых
| Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом.
| Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом.
| Не почитаются святые.
|
Молитвы об умерших
| Приняты молитвы об умерших.
| Приняты молитвы об умерших.
| Не приняты молитвы об умерших.
|
| | | | | | |
| Православные
| Католики
| Протестанты
| Иудеи
| Мусульмане
|
Богослужение
| Литургия: общая молитва; песнопения, чтение Евангелия; молитвы священников в алтаре; вынос Святых Даров: причащение. Всю службу прихожане стоят. Пение каноническое
| Mecca- то же, что православная литургия ♦ проповедь; причащение - для всех желающих: прихожане сидят; стоя - только общая молитва. Возможна песнопение под гитару, джазовая аранжировка и т. л.
| В основном - проповедь или совместное чтение Евангелий
| Трижды в день, особая молитва в субботу
| Цикл молитвенных поз и телодвижений с одновременным произнесением молитв нараспев в строго определенном порядке, лицом к Мекке
|
Паломничество
| В лавры и монастыри приложиться к мощам Святых
| В Рим, Иерусалим и другие Святые места
| Нет
| В Иерусалим к Стене Плача
| Раз в жизни – хадж в Мекку
|
Таинства (обряды)
| |
1) Посвящение в религию
| Крещение. В любом возрасте; предпочтительно - в младенчестве
| Крещение. В сознательном возрасте, по самостоятельному решению необязательным научением основам веры
| Обрезание на восьмой день после рождения
| Обрезание
|
троекратным погружением в купель
| троекратным окроплением святой водой
|
2) Миропомазание (конфирмация)
| Сразу после крещения - в знак приобщения к благодати
| В сознательном возрасте (в 12-15 лет) после катехизации - изучения основ веры и экзамена не их знание
| Нет
| В 13 лет иудея впервые вызывают читать Тору. После службы в синагоге - семейная вечеринка
| Нет
|
3) Покаяние
| В строго отведенное время - перед литургией; у аналоя - в общем зале; без подробностей - просто назвать грех: священник читает разрешительную молитву
| В любое время; в закрытой исповедальне: грек можно анализировать со священником;
священник дает советы и наставления, отпускает грехи
| Между человеком и Богом нет посредников. Никто не имеет права отпускать грехи
| В ходе поста и паломничества
|
4) Причащение
| Для покаявшихся и получивших отпущение
| Для всех желающих во время богослужения
|
5) Брак
| Только между православными
| Между любыми христианами, а также - с неверующими
| Не требует обязательного церковного освящения
| Желательно на человеке своей веры
| Мусульманин может жениться на женщине любой веры, мусульманка - выйти замуж только за мусульманина
|
6) Рукоположение в священный сан
| Есть
| Не является таинством, часто выборно
| В обеих религиях между человеком и Богом нет посредников. Есть только люди, получившие богословское образование, которые руководят молитвой и знают религиозный закон
|
7) Елеосвящение
| Соборование - молитва о выздоровлении и отпущении всех грехов. Не может совершаться наедине; необходимо присутствие хотя бы еще одного христианина
| То же: но возможно общение священника и страждущего наедине
| Нет
|
Наказание (епитимья)
| Чтение покаянных молитв: земные поклоны; усиленный пост; отлучение от причастия
| Посильное возмещение ущерба причиненного другим людям; дела Милосердия; покаянные молитвы
| Нет
| Практически не применяется
| За тяжкие грехи - побивание камнями до смерти. За более мелкие наказание - палками. За воровство - отрезание кисти руки
|
Брак для священнослужителя
| Белое духовенство имеет право вступать в брак 1 раз в жизни; черное духовенство - монахи - принимают обет безбрачия
| Цепибат - обет безбрачия
| Брак или безбрачие - дело личного выбора
| Личное дело служителей культа
|
Женщина
| Обладает бессмертной душой, наравне с мужчиной подчиняется заповедям и установлениям: в то же время - второстепенна по отношению к мужчине - "друг", "помощник", "ребро". Не может сделать "духовную карьеру"
| Во многих церквях абсолютно равноправна. Может быть рукоположена в священники и епископы
| Бережет религиозную чистоту домашнего очага. Евреем может считаться только тот человек, у которого мать еврейка- Молитва - раздельно
| "Неполная душа'' с неясной загробной жизнью. Не может молиться вместе с мужчинами
|
Посты
| 4 многодневных (всего 130 дней)
+ 3 однодневных + все среды и пятницы
| Не обязателен
| Нет
| 5 однодневных постов
| В лунный месяц Рамадан в светлое время суток
|
Запреты в еде
| Только на время постов запрещаются животные белки
| Нет
| В некоторых направлениях запрещается употреблять мясо теплокровных животных и птиц
| Разрешена только кошерная пища: говядина, баранина и козлятина. Мясо - без крови, рыба - с чешуей и плавниками
| Запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи, употреблять алкоголь
|
Запреты в одежде
| Женщинам запрещены брюки и короткие юбки: непокрытая голова; в церкви - то же + короткие рукава; для мужчин в церкви - запрет на головные уборы
| В церкви - как у православных; вне церкви - запретов нет
| Нет (в некоторых направлениях осуждается излишняя роскошь)
| Правоверный иудей во время молитвы обязан иметь головной убор
| На людях женщины должны носить хиджаб, покрывало, скрывающее волосы и фигуру. В некоторых странах - чадру
|
[1] Название одного из племен североамериканских индейцев.
[2] Сунь-Сымяо - даосский философ и врач VII в.
[5] Жизнь.
[6] Вот, шатер.
[7] Вспомним великолепный образ в тексте Ю. Шевчука:
[8] Звенящие кедры России. – М.-СПб.: «ИЦ АНАСТАСИИ», 1999. – С.70-73.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.