Здавалка
Главная | Обратная связь

Краеугольным же камнем Церкви является не тот или иной апостол, а Сам Иисус Христос.



Изъясняя вышеприведенное место Евангелия от Матфея, большая часть святых отцов под словом "камень" разумеют веру, исповеданную Петром, то есть веру во Христа - Сына Бога Живого. Как говорит Августин:"Церковь строится на Том, Кого Петр исповедал, говоря: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго...". Он ему не сказал: "Ты еси камень (Петра), а ты еси Петр, камень же был Христос". Исповедуя Христа так, как ис­поведует Его вся Церковь, Симон был назван Петром". "Ты - Петр, - сказал Он, - и на этом камне, который ты познал, говоря: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго", - Я созижду Церковь Мою, то есть на Мне Самом, Сыне Бога Живаго, созижду Я Церковь Мою, на Мне созижду ее, не на тебе".

Никто из отцов не приписывает Петру в связи с обетованием Христовым чего-то такого, чего не имели прочие апостолы.

То же самое касается и власти ключей: эта власть не едино­личная.

Св. Амвросий Медиоланскийговорит: "То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам ти ключи Царства Небесного".

Блаженный Августин: "Неужели Петр получил эти ключи, а Павел их не получил? Петр получил, а Иоанн и Иаков не получили, также и прочие апостолы?"

Обетование ключей, изреченное в пределах Кесарии Филип­повой, было исполнено потом в Иерусалиме в день Воскресения, когда Воскресший, став посреди Своих учеников, сказал им: "Мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, ц глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся ям; и имже держите, держатся" (Ин. 20, 21-23). Как ви­дим, Христос обратился в этот священный момент ко всем уче­никам, не выделяя Петра.

Обетования, данные Петру, распространяются и на еписко­пат. Согласно св. Киприану Карфагенскому, Господь, говоря Пет­ру о камне, на котором созидается Церковь, "основывал честь епископскую и строй Церкви", поскольку "Церковь возведена на епископах".

Таким образом, по римско-католическому пониманию, в лице Петра Христос облекает властью всех Римских епископов, и только их. По православному же пониманию, в лице Петра полу­чают обетование все апостолы и их преемники.

Следует отметить, что в 1964г. в связи со спорами о колле­гиальности папаПавел VI предложил комиссии II Ватиканского Соборазапросить библейскую комиссию, следует ли считать, что власть ключей, о которой говорится в Евангелии от Матфея (16, 19), принадлежит и другим апостолам. Библейская комиссия ответила положительно.

2) Евангелие от Луки (22, 31-34) приводит обращение Гос­пода к Петру после Тайной вечери: "Симоне, Симоне, се сатана просит вас, да бы сеял яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты некогда обращен утверди братию твою. Он же рече Ему: Господи, с Тобою готов есмь и в темни­цу и на смерть ити. Он же рече: глаголю ти, Петре, не возгласит петел днесь, дондеже трикраты отвержешися Мене не ведети".

Подтверждение своего учения о чрезвычайных полномочиях Петра и его непогрешимости римо-католики находят в первой по­ловине этого текста: Господь молится о Петре, да не оскудеет вера его, и поручает ему утвердить братию.

Но весь контекст евангельского рассказа и вторая половина этого текста говорит о том, что Христос молится за Петра, имея в виду предстоявшее ему искушение, как известно, приведшее Петра к отречению. Пройдя через это искушение и вновь обратившись ко Христу, Петр должен был, в свою очередь, утверж­дать колеблющихся братьев. Утверждать других в вере - долг каждого епископа и каждого христианина. Здесь нет речи о ка­ких-то чрезвычайных полномочиях. Понятно, что выводить отсю­да преимущество римского престола было бы странной и неесте­ственной натяжкой. И очень поздно появляются первые проримские истолкования этого места. Только в конце VII в. папа рим­ский Агафон первым истолковывает это место в пользу преиму­ществ Римского епископа. До него такое толкование этого места неизвестно.

3) Евангелие от Иоанна (21, 15-17): "Глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? глагола ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя; глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола Ему: Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя, глагола ему Иисус: паси овцы Моя".

Быть пастырем Церкви не значит иметь единоличную, абсо­лютную власть над умами и совестью верующих. Троекратное вопрошение Спасителя, обращенное к апостолу Петру, имеет прямое отношение к троекратному отречению Пет­ра, происшедшему вскоре после заверения: "Аще и вси соблаз­нятся о Тебе, аз никогда не соблазнюся". Так это понял и Петр ("оскорбе же Петр").







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.