Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ рентабельности и доходности фирмы



Анализ годового отчета фирмы, в том числе отчета по прибыли и убыткам, позволяет ответить на один из важнейших вопросов – способна ли фирма обеспечить прибыль в достаточных размерах? В экономике существует такой показатель, который позволяет ответить на поставленный вопрос. Этим показателем является рентабельность предприятия (фирмы).

Под рентабельностью предприятия (фирмы) понимается его способность к приращению вложенного капитала. Рентабельно работающие фирмы способны вести расширенное воспроизводство.

Активы фирмы финансируются в основном за счет собственного и заемного капитала. Взаимосвязь прибыли фирмы и вложенных средств можно рассмотреть на рис. 13.1.

 

Рис. 13.1. Формирование прибыли на фирме
от вложенных средств в производство

Ключевой индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), называется уровнем общей рентабельности.

Уровень общей рентабельности = (Общая прибыль × 100 %) / Активы.

Этот показатель для более полной характеристики фирмы в плане ее рентабельности можно дополнить индикаторами рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) фирмы и ее издержками:

Рентабельность оборота = (Общая прибыль × 100%)/Валовая выручка.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) фирмы к величине его капитала:

Число оборотов капитала = Валовая выручка /Активы.

Уровень общей рентабельности фирмы равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

С точки зрения собственника фирмы интерес представляет окупаемость собственного капитала. Уровень рентабельности собственного капитала определяется аналогично предыдущей формуле, но при этом в качестве активов выступает собственный капитал.

Таким образом, основные направления повышения уровня общей рентабельности фирмы связаны с увеличением рентабельности оборота и увеличением числа оборотов капитала фирмы. Однако одно и то же значение показателя «уровень общей рентабельности» может быть достигнуто различными способами комбинирования ключевых индикаторов – рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

На производственных предприятиях (фирмах), как правило, достаточно высока рентабельность оборота при относительно небольшом числе оборотов капитала. Это связано со значительными вложениями средств в основной капитал и достаточно длительным производственным циклом изготовления готовой продукции.

В большинстве торговых фирм необходимый уровень общей рентабельности достигается за счет большого числа оборотов капитала при низкой рентабельности оборота (фирмы по торговле продуктами питания и повседневного спроса).

При оценке финансово-экономического положения фирмы важным показателем является доходностьфирмы. Под доходностью в самом общем виде понимается отношение доходов (выручки) фирмы к ее издержкам. В данном случае наиболее целесообразно все возникающие издержки на фирме представлять в виде постоянных и переменных издержек.

Первым ключевым индикатором, при помощи которого можно оценить степень доходности фирмы, является коэффициент покрытия.

Коэффициент покрытия = (Величина покрытия/Валовая выручка) × 100 %.

Коэффициент покрытия определяется отношением величины покрытия к валовой выручке в процентах.

Величина покрытия товара – разница между ценой реализации товара и величиной переменных издержек. Соответственно под средней величиной покрытия товара понимается разность между ценой реализации единицы товара и величиной средних переменных издержек. Величина покрытия товара показывает, какая часть средств идет на покрытие постоянных издержек фирмы и на формирование прибыли.

Изучая динамику изменения коэффициента покрытия по результатам деятельности фирмы, можно оценивать перспективы фирмы. Уменьшение коэффициента покрытия на фирме является одним из тревожных симптомов его неблагополучного положения. На уменьшение коэффициента покрытия могут влиять ряд факторов:

– снижение цены реализации;

– рост средних переменных издержек (как правило, связано с ростом закупочных цен);

– ухудшение структуры сбыта, т. е. уменьшение в производственной программе предприятия (фирмы) доли товаров с более высоким коэффициентом покрытия.

Так как величина покрытия товара связана с компенсацией постоянных издержек и формированием прибыли, то можно определить такое состояние, при котором на фирме хватает средств лишь на покрытие постоянных издержек.

Соотношение между частью величины покрытия, идущей на формирование прибыли, и постоянными издержками определяется ключевым индикатором – бесприбыльным оборотом. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации продукции, при котором прибыль у фирмы равна нулю. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам. Предыдущая формула легко трансформируется в формулу по определению величины бесприбыльного оборота (величина покрытия – постоянные издержки, а валовая выручка – бесприбыльный оборот).

Бесприбыльный оборот =
= (Постоянные издержки/коэффициент покрытия) × 100 %.

Бесприбыльный оборот исчисляется в стоимостных единицах измерения и показывает минимально допустимую валовую выручку фирмы. Из формулы видно, что уменьшение коэффициента покрытия вызывает увеличение бесприбыльного оборота, что является одним из факторов, снижающих надежность деятельности фирмы. Иными словами, фирма становится более уязвимой на случай незапланированного снижения объемов реализации продукции и соответственно уменьшения валовой выручки. Степень уязвимости фирмы в данном случае может быть определена (выражена) показателем – запас надежности.

Запас надежности = (Валовая выручка – Бесприбыльный оборот) ´ 100 % /

/ Валовая выручка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.