Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ ликвидности и платежеспособности фирмы



Под ликвидностью фирмы принято понимать способность фирмы выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежей. Анализируя доходность фирмы, нельзя с полной уверенностью утверждать о достаточной надежности фирмы перед кредиторами. Например, фирма, обладающая достаточно высокой доходностью, может иметь низкую ликвидность и – наоборот.

Потенциал ликвидности фирмы определяется ключевым индикатором – коэффициентом ликвидности.

Коэффициент ликвидности = (Высоколиквидные активы × 100 %) /
/ Краткосрочная задолженность.

К высоколиквидным активам относятся те активы, которые или уже существуют в денежной форме, или перейдут в нее в самом недалеком времени. Как правило, к ним причисляют весь оборотный капитал фирмы, за исключением ее товарных запасов. Под краткосрочной задолженностью необходимо понимать долговые обязательства фирмы, срок уплаты по которым истекает в течение года.

Принято считать, что фирма, у которой коэффициент ликвидности не ниже 100 %, является надежным с точки зрения его ликвидности. Однако данный показатель также не может быть достаточно удовлетворительным в силу своей статичности. Для полной оценки надежности фирмы желательно иметь данные о ее деятельности в динамике. Очевидно, что активы фирмы и краткосрочная задолженность находятся в непрерывном движении; рассчитывая показатель ликвидности фирмы, мы получаем точечную оценку (на данный момент времени). Кроме того, оценка активов фирмы и краткосрочной задолженности может быть проведена в несовпадающие по времени сроки.

Важным показателем при анализе деятельности фирмы является показатель платежеспособности предприятия.

Платежеспособность предприятия (фирмы) – способность предприятия (фирмы) выдерживать убытки. Иными словами, способность предприятия своевременно отвечать по своим обязательствам.

Представим себе гипотетическую ситуацию, когда предприятие по каким-то причинам понесло убытки. Предприятие в данной ситуации может:

– увеличить интенсивность использования оборудования;

– увеличить объем продаж;

– востребовать дебиторскую задолженность и др.

Если невозможно использовать данные меры, то предприятие вынуждено покрывать возникшие убытки, прежде всего, за счет собственного капитала.

Пассивы любого предприятия состоят из двух частей: собственного и заемного капитала. Особенно тяжелое финансово-экономическое положение складывается на предприятии, если величина убытков предприятия превышает величину собственного капитала, так как приходится использовать заемный капитал.

Платежеспособное предприятие имеет превышение активов над заемным капиталом, т. е. когда собственный капитал имеет положительное значение. Если у предприятия наблюдается превышение величины заемного капитала над его активами, то такое предприятие считается неплатежеспособным.

Представление о платежеспособности предприятия может быть получено посредством вычисления коэффициента платежеспособности.

Коэффициент платежеспособности =
(Собственный капитал / Активы) × 100 %.

Если у предприятия коэффициент платежеспособности превышает 100 %, то с известной степенью допущения можно считать данное предприятие платежеспособным. При расчете данного показателя необходимо реально оценивать активы предприятия. Данный показатель также не учитывает потенциальные возможности предприятия в наращивании собственного капитала за счет будущей прибыли.

Платежеспособность предприятий с акционерной формой капитала удобно оценивать по показателю внутренней стоимости акции предприятия. Внутренняя стоимость акции оценивается отношением собственного капитала к акционерному капиталу.

Внутренняя стоимость акции = (Собственный капитал × 100 %) /
/Акционерный капитал.

Исследуя динамику изменения внутренней стоимости акции предприятия, можно сделать вывод об изменении платежеспособности предприятия.

Контрольные вопросы

1. Определить сущность экономической эффективности.

2. В чем заключается экономическая эффективность капитальных вложений?

3. В чем заключается экономическая эффективность нововведений?

4. В чем заключается финансовая устойчивость фирмы?

5. Что такое рентабельность и доходность фирмы?

6. Что такое ликвидность и платежеспособность фирмы?

Глава 14
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ

Разделение труда между странами как закономерный итог развития общественного разделения труда обусловлено различиями в природных богатствах, географическом положении, климатических условиях, исторических традициях производства, размерах трудовых ресурсов и другими факторами.

Международное разделение труда можно определить как высшую степень развития общественного территориального разделения труда между странами в определенных количественных и качественных соотношениях, проявляющегося в обмене товарами, услугами и другими результатами общественно полезной деятельности.

Современное международное разделение труда сложилось в результате развития производительных сил, которое происходило на протяжении многих веков под воздействием научно-технического прогресса и создало объективные предпосылки для взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйств, т. е. для интернационализации хозяйственной деятельности, формой проявления которой является международная экономическая интеграция. Преимущество последней – получение более высокой прибыли за счет разницы между национальной и интернациональной стоимостью производства конкретного продукта, на что указывалось в теории сравнительных издержек производства А. Смита, Д. Рикардо и законе стоимости К. Маркса.

Международное разделение труда имеет 2 формы: международная специализация и кооперирование, обусловленные диалектическим единством двух процессов производства – его расчленения и объединения.

Международная специализация производства –это концентрация однородного производства на основе дифференциации национальных производств и изготовления однородных продуктов сверх внутренних потребностей для интенсификации международных обменов.

Основными формами проявления международной специализации являются:

· предметная – производство готовой продукции;

· подетальная – производство частей, компонентов продукции;

· технологическая – осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов.

Международное кооперирование производства – это координация хозяйственной деятельности фирм разных стран для увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда.

Формы международного кооперирования разнообразны:

· передача (продажа-закупка) лицензий на использование прав промышленной и интеллектуальной собственности;

· продажа комплектующих;

· передача комплектных технологических линий или разрозненного оборудования вместе с соответствующими технологиями на основе лизинга;

· совместное кооперированное производство;

· совместное проведение НИОКР;

· подрядная кооперация;

· создание совместных предприятий и др.

Международное кооперирование производства является в настоящее время основой международной экономической интеграции, ускорителем научно-технического прогресса и качественной перестройки содержания совместной предпринимательской деятельности.

Международное разделение труда, а также формы его проявления определяются социально-экономическими и политическими условиями; последние формируют механизм управления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для реализации протекционистской или либеральной внешней политики государства.

Протекционизм заключается в защите национальных производителей от иностранной конкуренции путем запрета или жесткого ограничения ввоза (импорта) товаров иностранных государств. Эта политика возникла в англии одновременно с началом развития крупного машинного производства. До середины XIX в. европейские страны были приверженцами протекционистской политики; американский рынок тоже развивался под защитой высоких протекционистских тарифов. В середине XIX в. Англия призвала все страны отказаться от политики протекционизма, ссылаясь на идеи А. Смита и Д. Рикардо о преимуществах свободной мировой Торговли и международного разделения труда. Став фактическим монополистом в мировой Промышленной торговле, Англия готова была открыть свой рынок, надеясь на аналогичные меры со стороны других государств. Отказ от политики протекционизма означает либерализацию ВЭД.

Либерализация международных экономических отношений – одна из характерных черт развития современного мира. Процессы либерализации носят противоречивый характер, так как затрагивают экономические интересы всех государств.

Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений на внешнеэкономическую деятельность. Главными целями реформы ВЭД являются:

– отмена монополии государства на внешнюю торговлю и переход к экономическим методам ее регулирования;

– обеспечение поэтапной конвертируемости рубля;

– сближение структуры внутренних и мировых цен;

– поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

Если говорить о внешнеэкономической деятельности России с республиками ближнего и дальнего зарубежья, то необходимо выделить деятельность транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ), которые представляют собой основанное на договоре добровольное долгосрочное сотрудничество между юридически и экономически самостоятельными предприятиями, расположенными в разных странах, для достижения общей цели путем сознательного согласованного поведения партнеров, число которых может быть любым.

Использование различных форм транснациональной кооперации связано с реализацией разнообразных коммерческих мотиваций и интересов взаимодействующих предприятий. При этом глобальной мотивацией такого сотрудничества выступает достижение каждым из участников более высоких успехов в бизнесе, чем при обособленном развитии. Основные цели таких корпоративных образований – это:

· увеличение прибыли;

· снижение затрат;

· снижение рисков;

· повышение престижа предприятия в международной кооперации;

· эффективное использование ресурсов;

· стратегическая гибкость;

· влияние на рынки сбыта.

ТФПГ помогут восстановить разрушенные производственные связи при трансформировании российской экономики. В условиях рынка ТФПГ – это форма сотрудничества и партнерства на основе согласования экономических интересов, это новый шаг интеграции предприятий организационно – экономической формы бизнеса на международном уровне, который представляет собой новый тип производственных отношений межгосударственной кооперации и интеграции.

В современных условиях Правительством России решаются вопросы о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), которая откроет для России новые горизонты внешнеэкономической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назвать формы международного разделения труда.

2. Что такое протекционизм и либерализация?

3. Что такое транснациональная кооперация?

4. Определить роль ТФПГ в интеграции во внешнеэкономическую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕние

В условиях рыночной экономики необходимо учитывать, что фирма – это обособленная целостная система технологических, социальных и экономических отношений, выступающих в качестве хозяйственной единицы – производителя продаваемых потребителям продуктов и услуг. На деятельность фирмы воздействует внешняя среда, которая сложна, подвижна, неопределённа. Поэтому фирма должна заниматься вопросами планирования и прогнозирования своей производственной деятельности, анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности, умело и грамотно использовать свои ресурсы, производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится. Фирма должна изучать рынок, спрос и вкусы потребителей, воздействовать на рынок и спрос в своих интересах. Эффективная работа фирмы обеспечивается высоким техническим уровнем производства, подбором квалифицированных кадров, применением ресурсосберегающих технологий. Внешнеэкономическая деятельность предприятий (фирм) – это важный фактор стабилизации экономики страны и интеграции в мировое экономическое пространство.

 

Литература

1. Гражданский Кодекс РФ. В 2 ч. – М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Налоговый Кодекс РФ.

3. Аллен П. Учим торговать. – М.: Высшая школа, 1994. – 270с.

4. Балабанов И.Т. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994. – 380 с.

5. Балабанов И. Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

6. Беляев Ю. Д. Энциклопедия начинающего предпринимателя. – М.: РУНД, 1994. – 200с.

7. Бляхман Л. С. Экономика фирмы. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 278 с.

8. Бородина Е. Ю. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 250 с.

9. Вёйе Г., Дёринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. – Красноярск, КГУ, 1995. – 500 с.

10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник/ под ред. Л. Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.

11. Ворст Й. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994. – 270 с.

12. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. – М.: Норма, Инфра-М, 2000. – 412 с.

13. Горфинкель В. И. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 744с.

14. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 415 с.

15. Грузинов В. К. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 1994. – 200 с.

16. Грузинов В. Д., Грибов М. И. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 200 с.

17. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. / общ. ред. Б. Лисовика, Б. Лукашевича. – СПб.: Печатный двор, 1992.

18. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М, 1996. – 280 с.

19. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Проспект, 2000. – 424 с.

20. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Новосибирск: Наука, 1992. – 736 с.

21. Куприяков Е. В. Стандартизация и качество промышленной продукции. – М.: Высшая школа, 1995. – 150 с.

22. Львов Д. И. Экономические проблемы повышения качества промышленной продукции. – М.: Наука, 1996. – 100 с.

23. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. – М.: Республика, 1992.

24. Минаев Н. В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос, 1994. – 251 с.

25. Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублева. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.

26. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997. – 324 с.

27. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. – М.: Банки и биржи, 1995. – 395 с.

28. Стратегическое планирование: учебник / под ред. Э. А. Уткина. – М.: Тандем-ЭКМОС, 1998. – 440 с.

29. Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – 534 с.

30. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. – М.: Бином, 1998. – 544 с.

31. Хибберт Л. Советы желающим открыть свое дело. – М.: Интерлист, 1994. – 224 с.

32. Хрипач В. Я. и др. Экономика предприятия. – Минск: Экономик-пресс, 2000. – 416 с.

33. Швандара В. и др. Организационно-экономические проблемы приватизации. – М.: Экономическое образование, 1994. – 120 с.

34. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 28 с.

35. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятия. – М.: Инфра-М, 1999. – 344 с.

36. Шуляк П. Н. Ценообразование: учебно-практ. пособие. – М.: ИД «Дашков и К», 2000. – 192 с.

37. Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 511 с.

38. Экономика предприятия / под ред. О. И. Волкова. – М.: Инфра-М, 1998. – 416 с.

39. Экономика предприятия / под ред. П. С. Пелиха. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 200 с.

40. Экономика предприятия: учебник экон. вузов / под ред. А. И. Руденко Минск: БГУ, 1995. – 240 с.

41. Экономика и статистика фирм: учебник для вузов / В. Е. Адамов и др. ; под ред. С. Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 240 с.

42. Адамов В. Е., Смирнов С. А. и др. Экономика и статистика фирм. – М.: Финансы и статистика, 1996.

43. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник / под. ред. акад. В. А. Видяпина, акад. Г. М. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – 608 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………… 3

 

Раздел 1. фирма В системе национальной экономики…………..5

Глава 1. Хозяйственный комплекс России. 6

1.1. Сферы и подразделения национальной экономики. 6

1.2. Структурная перестройка экономики. 9

Контрольные вопросы.. 14

Глава 2. Фирма (Предприятие) – основа национальной экономики. 14

2.1. Фирма как первичное звено рыночной экономики. 14

2.2. Предприятие и реформы, проводимые в России. 18

2.3. Фирма с точки зрения функционирования внутренней
и внешней среды бизнеса. 21

Контрольные вопросы.. 25

Глава 3. Производственная структура предприятия (фирмы) 25

3.1. Фирма и собственность. 25

3.2. Организационные типы построения
производственной структуры управления. 28

3.3. Рабочее место. 32

3.4. Пути повышения эффективности производственной структуры
фирмы.. 34

Контрольные вопросы.. 36

Глава 4. Организационно-правовые и организационно-экономические
формы предпринимательской деятельности. 37

4.1. Виды и формы предпринимательской деятельности. 37

4.2. Коммерческие и некоммерческие организации. 41

Контрольные вопросы.. 61

Глава 5. Фирма в сфере рыночного товарообмена. 61

5.1. Инициатива, стратегия. 61

5.2. Цели, приоритеты, политика. 62

5.3. Выполнение целевой установки. 64

5.4. Прогнозирование: от цели к прогнозам.. 65

5.5. Связь исследовательского и нормативного прогнозирования. 69

5.6. Маркетинговые исследования. 75

5.7. Выбор сегмента рынка. 80

Контрольные вопросы.. 81

 

Раздел 2. РЕСУРСЫ ФИРМы…………………………………………………….….82

Глава 6. Основные фонды.. 83

6.1. Основные фонды как экономическая категория. 83

6.2. Воспроизводство основных фондов. 86

6.3. Оценка основных фондов фирмы.. 88

6.4. Износ основных фондов фирмы.. 89

6.5. Эффективность использования основных фондов. 94

6.6. Каналы поступления и пути улучшения использования
основных средств. 97

Контрольные вопросы.. 98

Глава 7. Оборотные средства. 98

7.1. Понятие, состав и структура. 98

7.2. Нормирование материальных ресурсов. 101

7.3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств. 109

7.4. Производственные запасы на предприятии.
Системы управления запасами материальных ценностей. 113

7.5. Незавершенное производство. 120

7.6. ФИФО, ЛИФО и другие методы оценки запасов. 122

Контрольные вопросы.. 123

Глава 8. Трудовые ресурсы фирмы и основные системы оплаты труда. 124

8.1. Персонал фирмы.. 124

8.2. Организация труда на фирме. 129

8.3. Нормирование труда. 133

8.4. Основные системы оплаты труда. 137

Контрольные вопросы.. 144

Глава 9. Финансы фирмы.. 145

9.1. Финансовые отношения фирм. Функции финансов. 145

9.2. Денежные фонды и резервы фирм.. 147

9.3. Финансовые ресурсы фирмы.. 149

9.4. Принципы организации финансов. 150

9.5. Финансовый механизм фирмы.. 153

Контрольные вопросы.. 154

9.6. Себестоимость продукции. 155

Контрольные вопросы.. 169

9.7. Понятие и виды цен. 169

Контрольные вопросы.. 174

9.8. Прибыль как экономический эффект деятельности фирмы.. 174

9.9. Организация финансирования и кредитования. 183

Контрольные вопросы.. 184

9.10. Общая характеристика налогов, уплачиваемых на предприятии
(фирме) 185

Контрольные вопросы.. 188

9.11. Планирование финансов фирмы.. 188

Контрольные вопросы.. 192

 

Раздел 3. Управление Фирмой
и регулирование её деятельности ………………………...193

Глава 10. Организация производства:
определение оптимального объема выпуска продукции. 193

Контрольные вопросы.. 205

Глава 11. Планирование хозяйственной деятельности фирмы
(стратегия и тактика) 206

11.1. Функции и задачи планирования. 206

11.2. Планирование производства и управление фирмой. 208

11.3. Технология планирования. 209

11.4. Структура планов фирмы.. 211

11.5. Отраслевые особенности планирования. 213

11.6. Планово-экономические методы реализации стратегии
предпринимателя. 215

11.7. Долгосрочное и текущее планирование. 217

11.8. Внутрипроизводственное планирование. 217

11.9. Оперативное и календарное планирование. 219

11.10. Планирование производства и сбыта продукции.
Формирование портфеля заказов. 221

Контрольные вопросы.. 223

Глава 12. Инвестиции и инновации. 224

12.1. Инвестирование в деятельность фирмы.. 224

12.2. Базовые принципы инвестирования. 225

12.3. Методы расчета эффективности инвестиций. 229

12.4. Нововведения в деятельности фирмы.. 232

12.5. Научно-технический прогресс как способ непрерывного
совершенствования производства на фирме. 233

12.6. Инвестирование нововведений в деятельность фирмы.. 237

Контрольные вопросы.. 239

Глава 13. Результаты и анализ деятельности фирмы в условиях рынка. 239

13.1. Экономическая эффективность производства на фирме
как результат управленческой деятельности. 239

13.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
фирмы.. 248

Контрольные вопросы.. 255

Глава 14. Внешнеэкономическая деятельность фирм.. 255

Контрольные вопросы.. 258

 

ЗАКЛЮЧЕние……………………………………………………………………….259

 

Литература ………………………………………………………………………..260

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.