Тема 2. Психологический анализ трудовой деятельности. Мотивация профессиональной деятельностиСтр 1 из 31Следующая ⇒
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» В г. Смоленске МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Смоленск – 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическое обеспечение дисциплины «Психологические основы профессиональной деятельности» разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника и рабочей программой дисциплины «Психологические основы профессиональной деятельности» и включают: - Методические материалы к лекциям; - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы; - Методические указания (общие правила) работы по методу малых групп. Приступая к изучению дисциплины «Психологические основы профессиональной деятельности», студенты должны ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, получить доступ в электронные-библиотечные системы, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и тетрадь для подготовки к практическим (семинарским) занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» В г. Смоленске МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Смоленск – 2015 Раздел 1. Теоретические основы и понятийный аппарат психологических основ профессиональной деятельности Тема 1. Основные понятия, задачи и методы психологических основ профессиональной деятельности Лекционный материал по теме «Основные понятия, задачи и методы психологических основ профессиональной деятельности» Психология, в буквальном значении этого слова, – наука о душе. Ее история уходит в глубину веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в., после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие сложной жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине XX в. начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек. Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится к научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализом трудовой деятельности, профессиональными навыками. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией. Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также то, насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы. В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся: - определение уровня профессионализма; - установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека; - выявление профессиональных потенциальных возможностей человека; - помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности. Как отмечает А.К. Маркова: «При осуществлении профессиональной диагностики важно применять системный подход (изучать работника целостно), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский подход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)». В психологии труда разработано несколько классификаций методов. Рассмотрим некоторые из них. Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию. Она разделяет все разнообразие методов на три больших раздела: А, Б и В(таблица 1). Е.А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда. Таблица 1. Классификация методов психологии профессиональной деятельности (по Ю.В. Котеловой)
Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой, которая выделяет личностные методы, профессиографические методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ(таблицы 2, 3).
Таблица 2. Профессиографические методы исследования (по М.А. Дмитриевой)
Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника. Таблица 3. Структурный метод и метод системного анализа в психологии профессиональной деятельности (по М.А. Дмитриевой)
Одним из методов, позволяющих упорядочить полученную информацию, является алгоритмический анализ. Алгоритм – это строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задач определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия (операторы) и логические условия, определяющие последовательность этих действий. Она может быть представлена в символической форме или в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать среднюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипичность или логическую сложность операции, другие показатели. Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме. Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух направлениях. Первое направление – описательное – имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда». Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы. Тема 2. Психологический анализ трудовой деятельности. Мотивация профессиональной деятельности Лекционный материал по теме «Психологический анализ трудовой деятельности. Мотивация профессиональной деятельности» Изучение научной литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность понятия «деятельность»: - деятельность как совокупность результатов и последствий; - деятельность как процесс преодоления трудностей; - деятельность как процесс самоизменения; - деятельность как способ отношения к условиям своей жизни. Деятельность – это специфически человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек воспроизводит и преобразует природу, делая себя субъектом, а осваиваемые явления природы – объектом своей деятельности. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно данная теория изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности, в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность человека состоит из нескольких уровней: - уровень особых видов деятельности; - уровень действий; - уровень операций; - уровень психофизиологических функций. Предметным содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целей. Это внутренний план ее осуществления. К структурным элементам деятельности относятся отдельная деятельность, действия, операции, навыки. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления. Оба эти плана деятельности составляют ее психологическое содержание. Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребности человека – это переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребность побуждает человека к активности. В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, опредмечивание потребности. Так рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Акт опредмечивания меняет и потребность. Она становится определенной потребностью именно в данном предмете. Добавим, что на основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к разным видам деятельности, то есть одна и та же деятельность может определяться разными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает человека к постановке цели (образ желаемого результата), которая требует выполнения действий, направленных на получение предмета, отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность. Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс преобразования информации и энергии, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие «действия», выделяют следующие четыре момента: 1) действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (в виде постановки цели); 2) действие является и актом поведения (признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения); 3) через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности (действия не столько реакции на внешние раздражители, сколько акции, направленные на достижение цели); 4) действия человека предметны (они так же реализуют социальные – производственные и культурные – цели). Любая деятельность осуществляется в форме действий. Когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность действий. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Способы осуществления действия называются операциями. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются, чем принципиально отличаются от действий. Особый аспект анализа деятельности составляют изменения самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив деятельности может переходить на цель действия, в результате чего действие превращается в другую деятельность. Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности (потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями). Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. Прежде, чем перейти к характеристике профессиональной деятельности, нам надо определить понятие «профессия». Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием. Занятие – это тоже деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией. Профессию также сопоставляют со специальностью. Обычно специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову): - заданные цели, представления о результате труда; - заданный предмет (любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.); - система средств труда; - система профессиональных служебных обязанностей; - система прав; - производственная среда, предметные и социальные условия труда. Существуют различные классификации профессий, которые можно разделить на две группы: 1) на основании содержания труда в этих профессиях, характеристики объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям); 2) на основании характера требований к психике человека, то есть характеристики субъекта труда. Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым (табл.4). Как уже отмечалось, профессии могут классифицироваться по требованиям к психике человека. Описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность. Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификацией, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др. Таблица 4. Классификация профессий по содержанию труда (по Е.А. Климову)
Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии – это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективных характеристик типового элемента и психологических характеристик требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Модель специалиста – это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, которая исходит из предыдущей. Модель специалиста включает в себя следующие компоненты: · профессиограмму (описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста); · профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста); · квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты). Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая, ориентировочная основа развития специалиста. Требования, предъявляемые к профессиограмме:
Профессиограмма состоит из трудограммы – описания труда в профессии – и психограммы – описания человека труда в профессии (таблица 5). Профессиограмму легче осуществить там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с непредсказуемым результатом, например, в профессии ученого, это сделать труднее. Таблица 5. Содержательные характеристики трудограммы и психограммы
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|