Здавалка
Главная | Обратная связь

Теории личности в зарубежной психологии



Психодинамические теории личности.

Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

З. Фрейд выделил три основные структуры личности: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Superego). «Оно» представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть «Оно». Основной принцип функционирования «Оно» – принцип удовольствия. «Оно» ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность «Оно» – «Сверх-Я», которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. «Эго» – это подструктура личности, ответственная за принятие решений. «Эго», функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания «Оно», согласовав их с требованиями «Сверх-Я». «Оно», «Я» и «Сверх-Я» находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

Важным этапом в истории психодинамического направления стало появления нескольких новых теорий, авторы которых, каждый по-своему, пытались пересмотреть классическую теорию З. Фрейда. Наиболее яркими представителями психоаналитического движения, которые критиковали З. Фрейда и создали свои собственные теории личности, были А. Адлер и К.Г. Юнг.

А. Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой развития, которого является стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей. Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни. Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность, к которой определяется его социальным интересом.

В отличие от З. Фрейда, К.Г. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности К.Г. Юнг выделял три структуры: «Эго», «личное бессознательное» и «коллективное бессознательное». В «Эго» представлено все, что человек осознает. «Личное бессознательное» содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексов, представляющих собой связки мыслей и чувств. «Коллективное бессознательное» состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.

Феноменологическая теория личности.

Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис, лежащий в основе данного подхода, заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет. Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.

К. Роджерс. Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского психолога К. Роджерса. Он считал, что люди – это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно К. Роджерсу, – тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.