Здавалка
Главная | Обратная связь

Простота и ясность речи



Ясность речи. Одним из главных требований, предъявляемых к устному выступлению, следует назвать ясность речи.

Простота и ясность речи тесно связаны между собой. Умелое формулирование и логическая последовательность рассмотрения основных тезисов, правильность употребления лексического материала, забота о понятности научных терминов и малоизвестных иностранных слов (если уж без них нельзя обойтись), смысловая «прозрачность», грамматическая точность синтаксического строя лекции, обращение для большей убедительности к идиомам, пословицам, поговоркам, а для наглядности - к очевидным понятным, близким аудитории тропам и другим средствам речевой изобразительности, т. е. то, что обеспечивает ясность мысли лектора, во многом обусловливает и доступность для аудитории, естественность и простоту изложения лекции.
Во всей своей политике КПСС исходит из установки на сознательное участие масс в революционной борьбе, социалистическом и коммунистическом строительстве. Прямой и откровенный разговор о насущных проблемах жизни, вскрытие недостатков и трудностей, с тем чтобы сориентировать в нужном направлении, мобилизовать усилия людей - вот что требуется от оратора, несущего в массы слово ленинской правды. Чтобы с честью выполнить задачу, нужно научиться четко формулировать мысль, определенно выражать свое отношение к предмету разговора, в ясной и лаконичной форме излагать суть обсуждаемого вопроса. Оратор вкладывает в свою работу «все свои знания, все умение убеждать, всю силу души».
«кто ясно мыслит...»

Ясность речи. Одним из главных требований, предъявляемых к устному выступлению, следует назвать ясность речи. Наряду с этим выступление, как и всякий текст, должно соответствовать таким критериям: содержательности, точности в формулировании мысли и ее языковом, стилистическом оформлении, выразительности.]Ясность речи предполагает такую логико-композиционную структуру и стилистическую организацию устного выступления, которые обеспечивают максимально полное восприятие слушателями его содержания при условии учета оратором уровня подготовленности аудитории.
Как очевидно, понятие «ясность речи» многопланово. И это его качество обусловлено тесной, органической взаимосвязанностью указанных критериев устного выступления, рассчитанного не на простое информирование слушателя, а преследующее прежде всего цели убеждающего воздействия на массовую аудиторию.

Образность речи -- это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира.

1.1 Понятие образности речи
Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение (А.А. Потебня, В.П. Палиевский, М.Н. Макарова и др.).
Николай Васильевич Гоголь писал: «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Писателя восхищает метко сказанное слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.
Искусству образной речи нас учат писатели и поэты. В чем же особенность использования языковых средств художниками слова? Как им удается достичь красочности описания?
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
Картинность описаний создает тропы (от греч. тропос. (образ.) слова, употребленные в переносном, образном значении). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий. [16; 6]
Иногда неправильно считают, что к тропам обращаются лишь при изображении необычных, исключительных картин. Тропы могут быть и яркими средствами реалистических написаний, лишенных реалистического ореола. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу.
Можно привести немало примеров, как с помощью тропов изображаются явления, лишенные возвышенного, романтического ореола; предметы неэстетические, вызывающие у нас отрицательную оценку.
Тропы могут живописать и явления неэстетические, которые все же нас волнуют. Для стилистической оценки тропов важна не их условная красивость, а их органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения.
В то же время важно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях.
Такая художественная речь, в которой все слова используются в прямом значении, называется автологической, в отличие от металогической, оснащенной тропами. Отсутствие тропов в речи еще не свидетельствует о ее бедности, невыразительности. Все зависит от мастерства писателя, поэта. Однако если он не использует тропов, условием художественности речи является наблюдательность автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления и т.д. В речи же, насыщенной тропами, мастерство писателя проявляется в искусной метафоризации, в привлечении разнообразных стилистических приемов для создания ярких художественных образов.
Стилистика образной речи сложна и многопланова, ее изучение требует детальной характеристики всех тропов, которыми так богат наш язык, и творческого освоения их мастерами художественного слова. Ведь одни и те же предметы и явления писатели изображают по-разному, у них художественные образы всегда самобытны, неповторимы.
Не только у разных авторов при описании близких явлений мы находим самобытные образы, но и в творчестве каждого художника один и тотже предмет может получать воплощение в совершенно различных тропах.
Если же образное словоупотребление начинает повторяться и те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепится в языке, как новые значения слова (время летит, вихрь событий) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, как две капли воды). Такие тропы называют общеязыковыми в отличии от авторских. Причем любой троп может стать общеязыковым. При этом прямое значение слова стирается, а иногда утрачивается совсем. Поэтому употребление языковых тропов не рождает в нашем представлении художественных образов, от чего они мало интересны в стилистическом отношении.
А бывают и такие тропы, употребление которых нежелательно, потому что они не только не создают образа, но и обесцвечивают слог, делают язык невыразительным. И тогда говорят уже не о тропах, а о речевых штампах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.