Здавалка
Главная | Обратная связь

Бред: понятие, формы, связь с патологией, возрастные особенности



БРЕД (явление бредовое) — Образуемая вследствие болезни совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, несоответственных действительности, в коих человека невозможно разуверить. Выступает симптомом многих заболеваний психических, при этом его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и пр. Различается бред двух видов:

 бред, при коем нарушается сфера когнитивная: больной подкрепляет свое искаженное суждение рядом субъективных доказательств, объединенных в «логическую» систему;

 бред, при коем нарушается и сфера сенсорная: носит образный характер с преобладанием грез и фантазий.

Все клинические разновидности бреда можно свести к двум основным формам.

1. Бред несистематизированный, чувственный, образный, при котором бредовой трактовке подвергается все окружающее больного, данное в непосредственном познании (в ощущениях, восприятии). Окрашивающим и определяющим стойкость, подвижность бреда является степень чувственного, аффективного напряжения. Он чаще знаменует острый этап психоза.

2. Бред словесный, интерпретативный, паранойяльный, систематизированный, при котором бредовая система выкристаллизовывается преимущественно в результате нарушения опосредованного познания окружающих явлений, т. е. не самих реальных явлений, а причинных взаимосвязей между ними.
Содержание всякого бреда может меняться так же, как и его яркость и насыщенность, что находится в прямой зависимости от природы, темпа, стадии развития основного заболевания. Так, например, бред отношения сменяется бредом отравления, ипохондрический бред — идеями физического воздействия. В таких случаях принято говорить о трансформации, о динамике бреда.

Им более свойственно патологическое фантазирование, отличающееся от обычной детской склонности к фантазиям определенной нелепостью, несвязанностью с конкретной реальной обстановкой.

Бред у детей может возникнуть на фоне помраченного сознания, преимущественно делириозного, и связан тематически с яркими иллюзиями и галлюцинациями, нестоек, фрагментарен, обычно исчезает с прояснением сознания.

Для детей младшего подросткового возраста характерен бред чужих родителей (Г. Е. Сухарева), когда собственные родители воспринимаются как чужие люди, не любящие ребенка, тяготящиеся им, а настоящие родители либо неизвестно где, либо реальные высокопоставленные лица.

У подростков может быть уже вполне сформированная бредовая система, например, бред физического недостатка, бред отношения (см. синдром дисморфомании).

В целом, притом что ряд бредовых идей, например бред преследования, может быть в любом возрасте, существует определенная возрастная предпочтительность, где влияние возрастного фактора выражено весьма значительно.

Кроме подросткового возраста, бред физического недостатка характерен и для юношеского периода (нередко подростковый и юношеский возраст в целом определяют как адолесцентный).

Для среднего возраста жизни человека предпочтителен бред ревности, любовный бред, бред преследования в структуре синдрома Кандинского - Клерамбо.

В пресенильном возрасте гораздо легче, чем в ином, возникают бред самообвинения, обвинения, нигилистический бред, бред мучительного бессмертия, бред гибели мира, бред отрицательного величия или злого могущества (в составе синдрома Котара).

Для сенильного возраста характерен бред материального ущерба.

Навязчивые состояния у детей ранее всего проявляются в двигательной сфере в виде сосания большого пальца (в течение первого года жизни это явление нормальное), разного рода тиков, онихофагии (от греч. onychos - ноготь) - навязчивого стремления грызть ногти (обычно после 5 лет), трихотилломании (от греч. trichos - волос) - навязчивого стремления выдергивать волосы (подчас вплоть до образования значительных плешин) с возможным последовательным их заглатыванием.

В раннем детском возрасте нередко возникают страхи, особенно темноты и одиночества, в более старшем возрасте - страх заражения какой-либо болезнью, пожара, техилииных животных или насекомых, страх потерять родителей.

Такого рода страхи нередко возникают после напугавшего ребенка реального события, страшных рассказов, просмотра фильма с соответствующим сюжетом. Навязчивые мысли (идеаторные навязчивости) возникают обычно только с подросткового возраста.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.