Здавалка
Главная | Обратная связь

индексов цен на медикаменты и средних потребительских цен на наблюдаемые лекарственные препараты за январь-сентябрь 2015 года



(см. Приложения)

Анализ индексов цен по товарной группе медикаменты и изменения средних потребительских цен за январь – сентябрь 2015 года по 45 наименованиям лекарственных препаратов, включенных в наблюдение, осуществлен по данным Росстата. Из общего количества наблюдаемых лекарственных препаратов 18 наименований включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), утвержденный Правительством Российской Федерации на 2015 год, и подлежат государственному ценовому регулированию. Остальные наблюдаемые лекарственные препараты не подлежат государственному регулированию (далее – не ЖНВЛП).

Из анализа следует:

1. В сентябре т.г. удорожание по товарной группе медикаменты на потребительском рынке Ростовской области к уровню предыдущего месяца составило 1,24%, что выше темпов прироста в августе т.г. – 0,22%, но ниже темпов прироста цен в январе т.г. - 9,39%, феврале т.г. - 3,97% и на 0,56 процентных пункта выше показателя инфляции по Ростовской области за данный период – 0,68% .

С начала года общее удорожание по товарной группе медикаменты по Ростовской области составило в среднем 17,96% к уровню декабря 2014 года (прошлогодний показатель – 8,7%).

Ценовая ситуация, сложившаяся на фармацевтическом рынке Ростовской области, характерна также и для других субъектов РФ.

В среднем по Российской Федерации прирост цен на медикаменты в сентябре 2015 года составил 17,41% к уровню декабря 2014 года (прошлогодний показатель – 9,19%), по ЮФО - 18,32% к уровню декабря 2014 года (прошлогодний показатель –9,62%).

По Ростовской области прирост цен в сентябре 2015 года выше, чем по РФ на 0,55 процентных пункта, и ниже, чем по ЮФО на 0,36 процентных пункта.

В разрезе субъектов РФ, расположенных на территории Южного федерального округа, в Ростовской области темпы удорожания медикаментов (сентябрь т.г. к декабрю предыдущего года) одни из самых низких (меньше только в Краснодарском крае).

2. Анализ изменения средних потребительских цен на лекарственные препараты, включенные Росстатом в наблюдение, показал следующее.

1) В сентябре 2015 года к предыдущему месяцу изменение цен имело разнонаправленный характер, на 33 наблюдаемых наименований цены увеличились (из них 19 не ЖНВЛП, 14 ЖНВЛП), на 12 наименований снизились (из них 8 не ЖНВЛП, 4 ЖНВЛП).

2) За период сентябрь 2015 года к декабрю предыдущего года по не ЖНВЛП имел место более интенсивный рост цен в интервале от 5,86% до 58,77% (из 27 наименований по 21 наименованиям темпы прироста средних цен превысили индекс потребительских цен на товары и услуги по РО (109,66%).

По ЖНВЛП темпы прироста цен в сентябре 2015 года к декабрю 2014 года по 12 наименованиям не превысили индекса потребительских цен на товары и услуги по РО (109,66%) и составили в интервале от 0,06% до 6,4%. По 5 наименованиям темпы прироста цен составили в интервале от 10,01% (Смекта) до 65,91% (Аспирин отеч.), при этом, предельные цены на ЖНВЛП не превышены.

3. Среди наблюдаемых лекарственных препаратов в сентябре 2015 года средние потребительские цены были в Ростовской области ниже средних цен по ЮФО на 42,2 процента наименований и ниже средних цен по Российской Федерации на 62,2 процента наименований от общего количества наблюдаемых лекарственных препаратов.

 

Если данный вопрос рассматривать в разрезе рекламы вышеназванных лекарственных групп, то становится очевидным, что чем чаще и настойчивее рекламируется продукция данной группы, тем увереннее прослеживается тенденция роста цен на нее.

Рассматривая этот процесс на примере поливитаминных препаратов, ситуация складывается подобным образом. По данным "Государственного реестра лекарственных средств", в России зарегистрировано 182 торговых наименования поливитаминных препаратов производства 76 различных компаний (20 из которых - отечественные производители).

Более половины (103) из зарегистрированных торговых наименований производятся компаниями стран Западной Европы, США и Канады.

Около 20% торговых наименований производятся в России.

По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ" общий объем аптечного рынка поливитаминных препаратов в Российской Федерации за первое полугодие 2014 г. составил более 50,0 млн. долл. в оптовых ценах (закупочных ценах аптек) или более 66,0 млн. долл. в розничных ценах.

Анализируемый сегмент составляет 4,2% всего аптечного рынка в денежном выражении.

Средняя аптечная наценка на поливитаминные препараты составила 28,8%, что на 7% выше средней наценки на ГЛС в РФ.

При этом в различных регионах средняя наценка на поливитаминные препараты существенно варьируется.

Так, самая высокая торговая надбавка на препараты этой группы в Тюмени - 40% , а самая низкая - в Челябинске - 18%.

Сегмент поливитаминных препаратов является одним из крупнейших в аптечных продажах - их кумулятивная доля составляет более 90%.

И совершенно очевидно, что данная группа рыночного сегмента является самой рекламируемой, как с экранов телевизоров, так и почти на любой печатной странице.

Однако каждому врачу и провизору известно (а многие из них и составляют ядро фармацевтического бизнеса), что бесконтрольный прием поливитаминных препаратов чреват серьезными осложнениями как немедленного действия - различные аллергические реакции, так и реакциями более отдаленного времени, такими как образование камней в почках, и др. и поэтому прием их требует соответственного врачебного контроля.

Указанный сегмент характеризуется относительно высокой конкуренцией и динамикой в позициях компаний и препаратов.

В связи с этим можно ожидать дальнейших интересных подвижек в сегменте поливитаминных препаратов на фармацевтическом рынке.

Что касается влияния рекламы данной группы препаратов на ценообразование, то как уже было сказано, рост цен на данную группу оказался более устойчивым и наибольшим.

Вообще наибольший рост цен на лекарственные средства (ЛС) отмечен, в основном, в регионах, удаленных от центра: Чукотский автономный округ - 55,7%, Эвенкийский автономный округ - 40,3%, Коми-Пермяцкий автономный округ - 19,9%, Кабардино-Балкарская Республика -17,0%, Чувашская Республика - 15,9%, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - 16,5%, Ханты-Мансийский автономный округ- 16,2%, Амурская область - 12,5%, Омская область - 12,1%, Кировская область - 12%, Республика Коми - 11,3%.

Это связано с тем, что в отдаленных регионах розничная аптечная сеть получает лекарственные препараты, как правило, через большую цепь посредников и для покрытия своих затрат вынуждена применять довольно высокий уровень торговых надбавок.

Например, утвержденный предельный размер розничной надбавки в Чукотском автономном округе составляет 80,0%, в Коми-Пермяцком автономном округе - 55,0%, в Таймырском автономном округе - 80-140%, в Амурской области - 75%, в Республике Коми - 65%.

В январе среди наблюдаемых видов медикаментов значительно выросли цены (опять же) на аскорбиновую кислоту и поливитамины отечественные, они стали дороже на 10,6% и 10,1% соответственно, валокордин и но-шпа - на 1,4%, бинты - на 5,4%.

В 40 регионах рост цен отмечен выше, чем в среднем по России. Наибольший рост цен сложился в Читинской области (4%), Коми-Пермяцком АО (3,4%), Нижегородской области (3,4%), Пермской области (3,1%), Республике Мордовии (3,2%). Более чем на 2% выросли цены в Республике Марий Эл, Республике Калмыкия, Республике Хакасия, Ставропольском крае, Пензенской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Смоленской, Калининградской, Саратовской областях.

Вместе с тем в 11 регионах отмечено снижение цен от 0,1 до 1,8%, из них 6 регионов находятся в Сибирском федеральном округе.

В 8 регионах изменение цен в январе 2014 г. не зафиксировано. Принимая во внимание вышеизложенное, что государственное регулирование цен нуждается в проведении последовательной ценовой политики на фармацевтическом рынке и остается одной из основных задач (по мнению большинства руководителей органов здравоохранения регионов), требующих незамедлительного решения.

Как уже было отмечено выше, почти "свободное" ценообразование на лекарственные средства немаловажную роль играет в появлении на фармацевтическом рынке фальсифицированной и поддельной медицинской продукции.

Постоянный рост числа фальсифицированных лекарственных средств вызывает опасение во всем цивилизованном мире.

Все мировое сообщество столкнулось с этой очень серьезной и сложной проблемой - проникновением на фармацевтический рынок фальсифицированных лекарственных средств.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) фальсифицированным является тот медикамент, который преднамеренно и обманным образом снабжен ложной маркировкой в отношении его подлинности и/или источника.

Фальсификация может относиться как к оригинальным, так и воспроизведенным препаратам, и фальсифицированная продукция может включать в себя изделия с надлежащими ингредиентами, без активных ингредиентов, с недостаточным количеством активного ингредиента или с поддельной упаковкой.

Появление на фармацевтическом рынке фальсифицированных лекарственных средств представляет реальную угрозу экономической и социальной безопасности и наносит ущерб здоровью граждан.

К настоящему времени отмечается стремительный рост обнаружения фальсификатов. По экспертным оценкам, на фармацевтическом рынке России доля от общего объема продаж указанных препаратов составляет более 7%.

Анализ данных свидетельствует, что из общего числа фальсифицированных средств около 70% приходится на отечественные препараты, более 30% - на зарубежные, в том числе до 2% - из стран СНГ.

По словам руководства фармацевтической инспекции Минздрава России еще в 2012 году оборот поддельных лекарственных средств в России составлял 200 млн. долларов, а уже в 2013 году обороты выросли до 350 млн. долларов. Минздравом России уже в 2013 году было приостановлено действие лицензий у более 300 компаний.

Чаще всего подделываются лекарства, выпускаемые крупными химико-фармацевтическими предприятиями Москвы, Томска, Кургана, Саранска, а также известными зарубежными фирмами.

При проведении аналитического обзора продвижения лекарственных средств на фармацевтическом рынке неожиданно выявилась тенденция появления определенного "треугольника", связывающего такие "вершины": "наибольший рост цены на препарат" - "довольно настойчивая реклама" - "появление на рынке фальсифицированных рекламируемых препаратов".

Всем, кто хотя бы кратковременно смотрит сейчас какие-либо программы по российскому TV, не могла не броситься в глаза реклама различных поливитаминов, но-шпы, мезима, мотилиума, йодомарина, эспумизана, и др.

Эта группа препаратов оказалась наиболее "агрессивной" с точки зрения рекламы.

И вот неожиданный итог, где возможно реклама лекарственных средств именно этой группы препаратов явилась "катализатором" такого явления как появление фальсифицированных лекарственных средств в данном секторе.

Совершенно очевидно, что такое явление на фармацевтическом рынке наносит не только экономический ущерб, но создает моральные, этические и правовые проблемы. Когда поднимается вопрос о рекламе лекарственных средств в смысле просвещения потребителей лекарственных средств (пациентов), считаем необходимым, чтобы они были снабжены данной информацией.

Отдельно надо остановиться на рекламе йодных препаратов. Это препараты с высокой фармацевтической активностью и их прием под воздействием постоянно и длительно навязываемой рекламой может принести значительный вред здоровью человека и особенно детскому организму. А если почитать, каковы побочные действия и особые указания при приеме мотилиума, то начиная от спазмов кишечника, это распространяется на экстрапирамидные расстройства, появление гинекомастии; в период беременности препарат можно применять только в случае, когда предполагаемая польза для матери превышает потенциальный риск для плода, при приеме в период лактации следует решать вопрос о прекращении грудного вскармливания. И эти препараты свободно рекламируются.

В проблемах этического и правового регулирования фармацевтической рекламы значительное место должно отводиться ответственности бизнеса.

Уровень, структура и динамика цен являются отражением конъюнктуры и тенденций развития рынка, в том числе и инфляционных процессов. Одновременно цены представляют собой инструмент воздействия на рынок, используемый компаниями для управления спросом и эффективной конкуренции. Цены обеспечивают источники прибыли и уплаты налогов, а ценовая политика определяет эффективность работы компаний. При проводимом анализе роста цен на лекарственные средства просматриваются самые разные составляющие.

Очевидным является влияние общих инфляционных процессов в экономике, изменение качества потребляемой продукции. На цены оказывает влияние и изменение в государственном регулировании обращения лекарственных средств (изменение порядка сертификации, введение 10% налоговой ставки на медицинскую продукцию, принятие постановлений правительства по ценорегулированию, изменение таможенных ставок и др.)

Несмотря на важное значение всех приведенных причин роста цен, определяющим для фармацевтического рынка в целом и особенно для его отдельных фармакотерапевтических сегментов является влияние факторов спроса и предложения.

Цены - это еще и важнейший фактор уровня жизни населения, поэтому, помимо экономического содержания, цены имеют важное социальное и политическое значение.

Список литературы

1. Управление и экономика фармации. В 4т. Т.1. учеб. для студ. высш. учеб.

заведений / (А.А.Теодорович и др.); под ред. Е.Е. Лоскутовой. – 2-е изд.

перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

2. Приказ МЗ РФ от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обращении лекарственных средств»

3. Постановление Госстандарта РФ от 24.05.2002г. № 36 (ред от 03.09.2003);

4. Маркетинговый кодекс 1997г. (в редакции 2011г.);

5. Федеральный закон от 13.03.2006г. (ред. 06.08.2014г.) № 38-ФЗ «О рекламе»

6. Этические критерии продвижения ЛС на рынок от 13.05.1988г.

 

 


Приложение

Прирост цен по товарной группе медикаменты в РФ, ЮФО и РО в сентябре 2015 года к декабрю предыдущего года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года
( в процентах, по материалам Росстата)

 

 


Изменение потребительских цен
на медикаменты в разрезе субъектов, расположенных на территории ЮФО,
в сентябре 2015 года
(в процентах к декабрю предыдущего года, по материалам Росстата)

 

Доля наблюдаемых лекарственных препаратов, по которым средние потребительские цены в Ростовской области ниже средних цен, сложившихся в РФ и ЮФО
(по материалам Росстата, сентябрь 2015 года, в процентах )

 

 


Изменение
потребительских цен на наблюдаемые лекарственные препараты в сентябре 2015 года
(прирост в процентах к декабрю 2014 года, по материалам Росстата)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.