Здавалка
Главная | Обратная связь

Ваданти чакшух шротрам ка у дево йунакти



 

По чьему желанию направляемый ум идет к своей цели? Кем

направляемая, отправляется (по своему назначению) жизненная

сила, предшествующая всему? Кем желаемы эти речи, произносимые

людьми? Кто то сияющее существо, что направляет глаза и уши?

Кена - какой силой ????; являющийся ишитам, следующим

желанию, направляемым; манах, ум; патати, идет, идет к своей

собственной цели - таково истолкование. Поскольку нельзя

допустить, что корень иш здесь указывает на повторение или уход,

(8) следует понимать данную форму этого корня как указание

на желание. Форма слова ишитам, в которой используется суффикс

ит является грамматической вольностью Вед. (9)

Прешитам - это форма того же самого корня, с приставкой пра

перед ним, смысл которой указывает на направление. Если бы

использовалось одно лишь слово прешитам (без ишитам), то

получился бы вопрос об определенном виде направляющего и

направления: "Какой именно направляющий? И каково

направление? Но присутствует определительное слово ишитам, и оба

эти вопроса не формулируются, поскольку возникает особое

значение, такое: "направляемый (прешитам) по чьей чистой

воле?". (10).

Возражение: Если имеется в виду это значение, то цель

достигается одним лишь выражением по желанию, и слово

направляемый не нужно. Кроме того, поскольку дополнительное

слово, по-видимому, должно указывать на дополнительное значение,

то не правильнее ли видеть здесь некоторый особый смысл -

такой, как: "Чем он направляем - волей, действием или

речью?".

Ответ: Это невозможно в силу общей направленности

вопроса. Из общей направленности вопроса естественно заключить,

что он задается человеком, почувствовавшим отвращение к

преходящим занятиям и их результатам, таким как совокупность

тела, чувств и т.д., и стремящимся узнать что-то отличное от

этого, то, что неизменно и вечно. Если бы это было не так, то

вопрос, без сомнения, потерял бы смысл, поскольку руководство

совокупности тела и т.д. (умом) через волю, слово и действие

- хорошо знакомый факт.

Возражение: Даже и в этом случае, смысл слова

направляемый не выяснен со всей ясностью.

Ответ: Нет, потому что слово направляемый может,

по-видимому, иметь особый смысл, указывающий, что это вопрос

человека в сомнении. Употребление обоих прилагательных -

ишитам (следующий желанию) и прешитам (направляемый) в

предложении следуя чьему желанию направляемый ум идет оправданно

и означает: "Принадлежит ли управление совокупности тела и

чувств, как это хорошо известно; или же управление умом и

прочим, через чистую волю, принадлежит некоей независимой

сущности, отличной от этой совокупности?".

Возражение: Разве не является хорошо известным фактом,

что ум свободен и независимо движется к своей собственной цели?

Как может возникнуть вопрос в отношении этого?

Ответ таков: Если бы ум был свободен в привлечении и

отвлечении себя, то никто не созерцал бы ничего дурного. И все

же ум, хотя и знает о последствиях, желает дурного; и, хотя и

убеждаемый поступать иначе, он вовлекается в дела с весьма

печальным исходом. Поэтому вопрос кенешитам патати и т.д.,

является уместным.

Кена, кем ????; пранах, жизненная сила; являющаяся йуктах,

вовлеченной, привлеченной; праити, идет, идет к своей

собственной деятельности? Пратхамах, первая, должно служить

определением к слову, обозначающему жизненную силу, поскольку

она предшествует деятельности всех органов. Имам вачам, эта

речь, состоящая из слов; что обычные люди ваданти, произносят;

кена ишитам, кем это желаемо (в продолжение этого произнесения)?

Подобным же образом ках и девах, какое лучезарное существо;

йунакти, привлекает, направляет к их соответствующим объектам;

чакшух шротрам, глаза и уши?

Достойному ученику, спрашивающему таким образом, учитель

отвечал: "Слушай о том, о чем ты спросил, сказав: "Кто

то сияющее существо, что является направителем ума и прочих

органов к их объектам, и каким образом он направляет?".

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.