Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные концепции происхождения общества



 

Ученые отмечают, что существуют три как бы стихийно сформированные концепции происхождения общества:

- естественная – труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей;

- божественная – Бог создал человека и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон;

- космическая – инопланетяне создали людей и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях.

Эти теории по-своему интересны, но не отвечают на главный вопрос: как произошло общество, как оно самоорганизует себя, конструирует, самопроизводит.

Среди множества концепций выделяются: инструментальная, сексуальная, кратическая (властная), гендерная и семантическая.

Инструментальная строится на человеческой сообразительности, догадливости, любопытстве, что привело людей к изобретению специальных орудий, которые позволяют удовлетворять возникающие потребности. Это привело к разделению труда (физический, умственный, управленческий, информационный, научный) и, в конечном итоге, – к появлению экономического различия между людьми.

Сексуальная базируется на удовольствии людей от спаривания, отсюда спонтанного, неконтролируемого, хаосоподобного вынашивания и рождения детей, внесезонного размножения. Возникновение семьи, регулирование сексуальных отношений в общении порождали перспективу рождаемости, что дало возможность планировать воспроизводство людей, даже установить сдерживающий или поощряющий контроль над рождаемостью, чем в иных государствах пользуются и сейчас.

Кратическая создание общества на основе отношения власти и соподчинения. В обществе неравномерно распределены ум, сила, творчество, способность к управлению. Пришедшие к власти лидеры, имеющие ловкость, изобретательность, наблюдательность, учились повелевать, соподчинять и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди членов общины. Элита, чтобы сохранить положение, использует власть, ее рычаги и возможности для удержания привилегий.

Гендерная строится на теории распределения социальных ролей мужчины и женщины в обществе и изучает половое неравенство в нем. Женщина биологически воспроизводит род, выращивает недееспособных младенцев, становится родительницей, обладает волей. Мужчина при этом исполняет роль обслуживания процесса воспроизводства, обеспечивает зачатие, защиту, кров, тепло, питание. В противовес женской монополии воспроизводства мужчины создают нечто в виде мужской монополии на установление порядка. Мужчина не допускает женщину в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. Ученые доказывают, что эта цивилизация, называемая андрогенной, приходит в упадок, поскольку роль женщины в современном мире видоизменилась и усилилась.

Семантическая – знаково-символическая. По содержанию означает слабость человека как биологического существа в физическом и психическом смысле. Эта слабость толкает людей на выживание через объединение усилий, объединения в коллективы для решения множества разнообразных задач. В коллективах взаимодействие людей связано с дифференциацией функций, их координацией, комбинированием и корректировкой. Это возможно лишь с развитием общества и использованием языка. Человечество, разрабатывая символы и обозначения, договаривалось о правилах толкования знаков, активно использовало речь, создавая всевозможные коммуникации, которые помогали решать материальные, духовные, системные и другие вопросы.

Исключительную, основополагающую роль в появлении, становлении и развитии общества сыграла деятельность.

Деятельность – это базовое определение способа существования человеческого общества.

Она включает в себя компоненты:

– субъект деятельности (кто);

– объект деятельности (на что);

– средства деятельности (чем);

– процесс деятельности (как);

– результат деятельности (итог);

– условия деятельности (сторонние компоненты);

– система деятельности (степень организации);

– среда деятельности (другие системы деятельности).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.