Здавалка
Главная | Обратная связь

Способствуют созданию новых социальных институтов.



В зависимости от того, что участники конфликта, находясь в едином социальном поле, должны обладать определенной автономией, и одновременно должны быть взаимосвязаны, их можно классифицировать на два больших типа:

1. Внесистемные конфликты – это такие конфликты, в ходе которых участники, обладающие автономной социальной волей, стремятся приобрести или увеличить свои уже имеющиеся преимущества, либо преследуя свои экономические интересы, либо повышая степень своей социальной интеграции. То есть это реальные участники, борющиеся друг с другом за территории или конкретные социальные блага.

2. Внутрисистемные конфликты – это конфликты, не вызванные столкновением двух разных социальных систем, или двух личностей, а отражающие внутренние противоречия, укоренившиеся в рамках единой системы.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от ряда признаков.

Например, в зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты разделяются на:

1) внутриличностный конфликт – столкновение разных ролевых требований, психологический разлад в рамках единой личности.

 

Он может принимать различные формы:

ролевой конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;

внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями;

– межличностный конфликт – противостояние, возникающее между двумя или более людьми. Он может проявляться также как столкновение личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями;

– конфликт между личностью и группой. Он возникает:

если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности;

если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

– межгрупповой конфликт – столкновение между социальными группами и общностями, вызываемое противоположностью их интересов, целей.

Типологию социального конфликта можно представить в виде следующих позиций:

- конфронтация – пассивное открытое противостояния групп или индивидов, интересы которых находятся в полярном противоречии между собой;

- соперничество – менее острое и более продолжительное по времени противостояние индивидов или групп, имеющих примерно равные потенции и достижения, связанные с борьбой за признание обществом или группой их результатов или качеств;

- конкуренция – борьба, обычно экономическая или политическая, за конкретные экономические блага: как рынки сбыта или за политическую власть на уровне индивидов – за должность или статус;

- война – как организованная вооруженная форма конфликта между государствами, классами, нациями. За последние 5,5 тыс. лет учеными зафиксировано примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибли, умерли от голода, эпидемий более 3,6 млрд. человек;

- терроризм– политика насилия, запугивания, убийства, покушения на жизнь глав государств, членов правительства, захват заложников, угон самолетов и другие провокации;

- революции, восстания, путчи, бунты, мятежи, контрреволюции, ведущие в конечном итоге к стабильности общества и выводу его из кризиса;

- разногласия, неповиновение, непринятия общественного неравенства, привилегий, нарушения прав и др.

Американский социолог М. Дойч выделил шесть типов конфликтов:

1) истинный конфликт – объективно существующий и «правильно» воспринимаемый сторонами;

2) случайный конфликт, возникающий по поводу ресурсов, изыскать которые можно где-то в другом месте, а не обязательно у соперника;

3) «подмененный конфликт» – манифестирующий неглавные противоречия в качестве основных;

4) безатрибутивный конфликт – когда стороны сталкиваются по поводу противоречий, причина которых вне их компетенции;

5) латентный конфликт – который должен возникнуть, но не возникает, так как он подавлен, «подменен» или безатрибутивен;

6) фальшивый конфликт – возникающий вследствие неверного восприятия при отсутствии объективных причин.

Согласно классификации К. Боулдинга, можно выделить следующие шесть типов конфликтов:

- реальный конфликт – объективно существующий в рамках конкретной социальной системы;

- случайный конфликт – возникающий вне связи с основными противоречиями общества или группы, порожденный привходящими обстоятельствами;

- замещающий конфликт – сложившийся на почве другого, скрытого и по каким-то причинам не могущего проявиться конфликта;

- конфликт, обусловленный разделенностью и малой информированностью сторон;

- скрытый, или латентный конфликт – развивающийся незаметно для наблюдателя и даже для самих участников;

- псевдоконфликт – конфликт, не имеющий под собой объективной почвы, возникающий в результате взаимодействия чисто субъективных, психологических факторов.

К числу типов конфликтов можно также отнести следующие:

а) конфликты, в которых объектом выступает человек;

б) конфликты вокруг материальных ценностей (предметы собственности, например, земля, дом, квартира, деньги, ценные бумаги; условия труда и его оплата);

в) конфликты вокруг интеллектуальной собственности;

г) конфликты вокруг «престижных» объектов и (или) объектов, способных принести выгоду (престижная должность);

д) конфликты, связанные с религиозной верой, протекающие внутри конфессий (раздоры по поводу толкования догматов веры, культа, церковной собственности и др.), и межконфессиональные конфликты;

е) конфликт, связанный с тем, что были нарушены представления одной из сторон о справедливости вознаграждения (спор вокруг наград, споры вокруг оплаты труда).

Многочисленность типологий конфликта отражает факт, что возникающие в обществе конфликтные ситуации чрезвычайно разнообразны, хотя в своей динамике раскрывают единые закономерности.

Поэтому конфликты классифицируются и по многим другим основаниям, например:

– показатели массовости их участников;

– социальные статусы конфликтующих сторон;

– реальность причины;

– временная длительность и характер протекания;

– степень остроты и степень регулируемости (управляемости);

– психологическая форма проявления и др.

Обычно в социологической литературе отмечают три стадии конфликта – предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

Предконфликтная – это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Непосредственно конфликтная стадия конфликта – это его деятельная часть. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон.

Стадия разрешения конфликта – это период частичной или полной реализации целей противоборствующих сторон. Такое разрешение конфликта означает устранение причин, вызвавших противоборство.

Что касается динамики развития конфликтов, то обычно выделяют следующие этапы их противоречия.

1. Скрытая стадия. Здесь участники конфликта еще не осознают противоречий, сам конфликт проявляется в явном или неявном недовольстве ситуацией.

2. Формирование конфликта. На этой стадии формируются противоречия, четко осознаются претензии к другой стороне.

3. Инцидент – период, когда конфликт переводится в стадию активных действий, стороны решают вступить в открытую борьбу.

4. Активные действия сторон. Конфликт быстро достигает критической точки, а затем идет на убыль.

5. Завершение конфликта, здесь либо стороны выиграли, либо удовлетворили свои притязания. Но на конкретном уровне бывает три исхода: «выигрыш –проигрыш», «выигрыш – выигрыш», «проигрыш – проигрыш».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.