Здавалка
Главная | Обратная связь

Личность как социальное свойство индивида



 

Ученый - врач и философ А. Н. Лук в книге «Эмоции и личность» (М.: Знание, 1982. –С. 6) отмечает, что созревание личности включает в себя несколько этапов. Среди них – переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами. При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.

Это говорит о том, что развитие личности – процесс непрерывный, сложный, многоплановый. Поэтому не случайно существует отрасль социологии – социология личности. Она изучает личность как социальный феномен, то есть социальное явление. Необходимость в социологии личности предопределяется тем, что личность связана с материальными, социальными и духовными проблемами. Распространенными терминами и понятиями социологии личности являются: человек, индивид, индивидуальность, личность, социальная роль, социальный статус, социализация, ценностная ориентация и др.

Человек – понятие самое общее, включает родовые черты, говорит о том, что человек принадлежит к человеческому роду и ведет свое начало с момента выделения мыслящего человека.

Индивид – это отдельный конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, принадлежащий и природе и человеческому обществу.

Индивидуальность есть совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на уровнях биохимическом, психологическом, социальном.

Личность выделяет, подчеркивает неприродный, социальный характер человека и индивида, то есть выделяются особо социальные его начала, но отмечает его индивидуальность по способу существования.

Личность – это социальное свойство индивида, это совокупность черт, образовавшихся при взаимодействии данного лица с другими людьми, и делающих его субъектом труда, познания и общения.

При рассмотрении проблемы человека и личности особо нужно обратить внимание на то, что каждое общество заинтересовано в лучшем типе личности и предъявляет особые требования к ее формированию через систему семьи, образования, воспитания, средств массовой информации, влияние трудовых коллективов. Часто поведение личности может быть созидательным и разрушительным, стихийным и сознательным. Это во многом зависит от социальной структуры общества, от норм и ценностей, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

С точки зрения современного осмысления, к понятию «личность» можно выделить три основных подхода.

Антропологический подход, где личность рассматривается как предмет природы. При этом игнорируется весь комплекс социальных условий, влияющих на личность, и она практикуется как некая биосистема, а человек представляется в виде существа. Приверженцы этой точки зрения игнорируют определяющую роль социальной среды, в ее влиянии, наоборот, усматривают негативный аспект. Они утверждают, что человек рождается свободным от всех пороков, а жизнь формирует в нем отрицательные черты, делает его зависимым, ленивым, жестоким.

Социологический подход рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Согласно теории ролей, каждому человеку предопределен в общественной жизни определенный успех. Переход от одной роли к другой крайне затруднен, связан с ломкой коренных устоев жизни.

Персоналистский подход рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально- неповторимую ценностность. Влияние окружающей среды рассматривается как фактор, препятствующий личности уйти в свой внутренний мир.

Изучение личности связано с исследованием множества различных проблем: социальных, биологических, физиологических, конституциональных и других.

Российская физиологическая и медицинская наука (Л.Н. Мечников, 1838-1888, И.М. Сеченов, 1829-1905, И.П. Павлов, 1844–1936, естествоиспытатель К.А. Тимирязев 1843-1927) утверждали взгляд на человека как на биосоциальное существо, которое проходит эволюционное развитие от индивида к человеку и от них к личности.

Философское определение личности связано с генезисом человека и его местом в окружающем мире. Личность рассматривается как результат цивилизационного развития мира.

Социально-психологический подход оценивает личность с точки зрения ее структуры, форм деятельности, видов общения, связей личности, группового поведения.

Общепсихологический подход рассматривает личность с точки зрения характеристик ее активности, эмоционального состояния, проявления чувств, способностей, темперамента и других психологических механизмов поведения.

Этический подход определяет личность через ее отношение ко всей совокупности социальных норм. В данном случае личность ограничивают рамками усвоения норм господствующей нравственности и морали.

Социологическая теория утверждает, что ведущим фактором определения понятия «личность» является анализ личности как субъекта социальных отношений, сама личность представляется продуктом истории.

 

Структура личности

 

При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных.

В структуре личности можно выделить: многообразие деятельности; соподчинение, или иерархия деятельности, которая предложена обществом индивиду, особенно в процессе разделения труда; и структура видов деятельности.

Многие теории личности рассматривают человеческую личность как специфическое образование, зависимое от многих социальных факторов. При этом особое внимание уделяется понятию и образу «Я».

Понятие «Я» складывается из нескольких моментов:

Из представления о том, каким Я кажусь другому человеку.

Из представления о том, как этот другой оценивает мой образ.

Специфическое чувство «Я», вытекающее из первых двух моментов, выражается в самосознании, самовыражении, самоуважении или в чувстве неполноценности.

Я – это самость, тождественность индивида самому себе, это качественное, что отличает его от других людей – это то, что можно сравнить, оценить. «Я» – религиозное, политическое, нравственное, национальное, то есть существует столько Я, сколько есть мнений о себе самом и других о тебе.

Особое внимание содержанию «Я» уделял венский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он в психике человека выделял три слоя – Бессознательное ОНО, Сознательное Я, Сверх Я.

Бессознательное ОНО – это унаследованные человеком инстинкты, безотчетные влечения, неподдающиеся контролю душевные движения. То есть то, что находится по ту сферу сознания, не управляется человеком, не подконтрольно ему.

Сознательное Я – посредник между бессознательным и внешним миром, содействует влиянию внешнего мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательное Я пытается подчинить себе бессознательное, что удается не всегда. Хотя оно вытесняет агрессивные, антисоциальные, сексуальные и другие желания, служит преградой проникновения их в сознание.

Сверх Я – это инстанция, которая олицетворяет собой запреты, нормы социокультурного характера, выступает в роли совести либо чувства вины за содеянное (мыслимое), либо внешние институты, факторы.

Низшие и высшие – самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения. Фрейд рассматривает историю человечества как историю нарастающего психоза.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве, посредством взаимодействия с другими индивидами, группами, институтами.

Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных социальных системах в какой-то период времени. Объем социального пространства отдельного человека зависит от его возраста, статуса, интенсивности социальных контактов, количества освоенных им социальный ролей и другого.

Чем более развивается личность, тем большее влияние она оказывает на окружающее ее социальное пространство. Индивид в социальном пространстве приобретает определенный социальный статус, который позволяет ему соотносить собственную позицию с позицией окружающих его людей. В каждом конкретном отношении личность имеет социальный статус, играет определенную социальную роль.

Во взглядах на личность и образ человека в социологии существует много концепций. Ведущими из них являются следующие:

- ролевая концепция личности – личность рассматривают как функцию того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду. Социальная роль - модель поведения, объективно заданная личности в системе общественных и межличностных отношений;

- поведенческая концепция – личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение человека определяется и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Поведение человека меняется через стимулы: знания, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение власти и другие, чем располагает общество;

- деятельный подход – человек понимается как деятельное существо, преследующее свои цели, задачи. При этом поведение его определяется видами деятельности и связями с другими индивидами;

- концепция Фрейда, в ней человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов, табу. Потенциал и основной источник активности человеку придают бессознательные, в основном сексуальные стремления. Социальные нормы ограничивают человека в удовлетворении этих нужд. Возникает конфликт между глубинным влечением человека и общественно приемлемой формой его реализации.

По Фрейду, личность состоит из трех уровней:

- низший слой (Оно или Ид), есть бессознательные родовые воспоминания, это совокупность инстинктов и влечений;

- средний слой (Я или Эго) – это сознание, отделившееся от Оно в целях приспособления к внешней среде в процессе эволюции;

- верхний слой (сверх Я или супер Эго) – это нормы общества, воспринятые человеком, это представитель общества, воздействующий на психику человека. Сверх Я подавляет инстинктивные влечения, ограничивает и направляет деятельность Я.

Низшие и высшие – самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.