Ноября 1996 г Ельцину была сделана операция аорто-коронарного шунтирования.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
В январе 1997 г. он перенес воспаление легких и приступил к работе лишь в феврале. К этому времени экономический кризис вступил в новую фазу, росла инфляция, многие месяцы задерживались выплаты заработной платы, пенсий, стипендий. Выйдя из больницы, Ельцин реорганизовал кабинет. Регулярная кадровая перетасовка была любимым занятием Ельцина, в прошлом искусного партаппаратчика. С ее помощью он создавал видимость бурной деятельности, отвлекал общество от неудач в экономической политике. Ельцинполностью отошел от демократических сил, при поддержке которых в свое время пришел к власти, и стал опорой олигархической системы. Страной, как и прежде, правила бюрократия, она открыто решала свои корыстные проблемы, превратив власть в кормушку и стремясь любой ценой остаться у власти. Президентская команда и правительство представляли интересы прежде всего крупных монополистических корпораций, а не интересы большинства народа. Наибольшие выгоды извлекли т.н. "олигархи", поддержавшие Ельцина на выборах. Публичным их манифестом стало интервью Б. Березовского, данное им в октябре 1996 г. иностранной газете: "Мы, семь самых богатых бизнесменов, вложили громадные деньги в избирательную кампанию Ельцина, наняли Чубайса ее менеджером и обеспечили победу. Теперь мы должны пожинать плоды нашей победы - занимать ключевые посты в правительстве". В 1995-1996 гг. они получили не только должности, но и приобретали собственность: получили в "залог" акции крупнейших предприятий, в основном металлургических и нефтяных, самых рентабельных, таких, как "Норникель", "Сибнефть" и др. При этом валютные выручки и кредитные заимствования не вкладывались в производство, а в западные банки за 90-е годы "сбежало" из России 300-400 млрд. долларов. Кроме того, правительство регулярно выпускало государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и другие ценные бумаги на огромные суммы под высокие проценты и под государственные гарантии. Проценты, выплачиваемые по этим займам, доходили до 200% годовых. Держатели ГКО получали громадную прибыль. Это -Центробанк, Сбербанк, вице-премьеры (Чубайс и Серов), министры и их заместители, дочери президента Ельцина Татьяна и Елена, криминальные авторитеты, "олигархи". Работала гигантская "стиральная машина", где отмывались нетрудовые доходы, шла легализация "грязных" денег. Неудачи в экономике, обострение в социальной сфере побудили Ельцина отправить Черномырдина в отставку и назначить на его место малоизвестного 36-летнего С. В. Кириенко. При новом премьере экономическое положение продолжалось резко ухудшаться, выступали трудящиеся с требованиями выдачи задержанной зарплаты. Шахтеры начали "рельсовую войну", блокировали железнодорожные пути на Урале, Кузбассе, Дальнем Востоке, под Ростовом. Лишенный поддержки Центробанка, курс рубля упал с 6 до 20 и более за доллар. Вместе с рублем катастрофическими темпами упало и благосостояние народа. С подорожанием доллара рынок, прочно привязанный к импорту, наполненный до 60-70% импортными товарами, быстро реагировал резким повышением цен в рублях примерно в 3 раза Новая девальвация рубля была сопоставима с девальвацией 1992 г. Рухнула созданная за годы реформ "экономика мыльного пузыря" вместе с государственной спекулятивной пирамидой В результате финансового краха пострадали не только держатели облигаций и банки, прежде получавшие огромные прибыли; были заморожены счета предприятий, урезаны зарплаты, всюду сокращены рабочие места. Разорялись "челночники". Их численность, составившая 10-15 млн. человек, сократилась вдвое, и они пополнили армию безработных. По сути это было очередное перераспределение национальных богатств, но не в пользу бедных, а богатых: последние хранили свое богатство в долларах и в западных банках. Такой же формой ограбления рядовых граждан стали частные финансовые пирамиды, в том числе "МММ", "Властили-на", "Русский дом селенга", "Хопер-инвест", "Гермес", "Тибет" и др., всего 1800. От деятельности этих пирамид пострадало около 40 млн. человек. А сумма, которую в общей сложности потеряли вкладчики, была сопоставима с годовым бюджетом России. По данным Госдумы, после августовского кризиса более 40% граждан оказались за чертой бедности. Обнищание народа являлось закономерным и ожидаемым результатом строящейся в России системы "капитализма для узкого круга людей". В разгар экономического кризиса Ельцин вновь обратился к любимой им "аппаратной игре"- 24 августа уволил Кириенко, который выполнил свою задачу, проделав черновую работу, объявив о финансовом банкротстве, и назначил премьером Черномырдина, однако депутаты Госдумы связывали наступивший кризис с его именем, отклонили его кандидатуру и избрали премьером Е.М. Примакова. Предстояло голосование по импичменту. Поэтому Ельцин на всякий случай решил укрепить свои тылы. Примакова он, видимо, считал недостаточно лояльным. 12 мая 1999 г. ставший популярным Примаков был отправлен в отставку, премьером назначен С В.Степашин, бывший министр внутренних дел. Через четыре дня состоялось голосование по импичменту, но ни по одному пункту не было получено необходимое конституционное большинство в две трети голосов. Общество надеялось, что теперь прекратится частая смена премьер-министров. Однако вновь обострились отношения с Чечней, и отряды Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан. Приехавший туда Степашин жесткой позиции по отношению к Чечне не высказал. Демократическая фигура не устраивала президента, и 9 августа Степашин был смещен. Была предложена кандидатура В.В.Путина. Подведем некоторые итоги периоду правления Ельцина. Президент Ельцин и создаваемые при нем правительства не решили сколько-нибудь удовлетворительно ни одной из крупных задач, поставленных перед страной в переходный период. Прежде всего, не была создана полноценная рыночная экономика. · 75% экономики обслуживалось бартером, · 40% экономики являлось теневой, · не созданы равные условия для свободной конкуренции. · в стране так и не возник "средний класс" - опора экономической и политической стабильности. Возможно, олигархическая система не желала иметь массового конкурента в его лице. Если в развитых странах "средний класс" составляет до 80% населения, то у нас он представлял тонкий слой - 13% в 1999 г. Отсюда крайняя поляризация общества на очень богатых и огромное большинство бедных, создающая обстановку непредсказуемости. Историческая задача формирования "среднего класса" просто не решалась, не использовался опыт нэповского прошлого и современного Китая, где экономика переходила к рынку без потерь. Ельцинское руководство не выполнило и политических задач. · Не создано правовое государство, люди не стали равны перед законом, нормой жизни стал правовой беспредел, разгул преступности, чиновничество погрязло в коррупции и взяточничестве. · Не сформировано и нормальное гражданское общество с его политическими институтами, партиями и движениями, по-настоящему независимыми профсоюзами, средствами массовой информации, которые в совокупности могли осуществить контроль над государством в интересах народа. · Созданная в России демократия не отвечала европейским стандартам, её важнейшие принципы нарушались властями в центре и на местах в собственных интересах. В целом ельцинское руководство страной, охватившее все 90-е годы, следует оценить негативно. Прежде всего за масштабную конфискацию сбережений народа, за номенклатурную приватизацию государственной собственности, вылившуюся в бесплатный ее дележ между кучкой людей за спиной народа. Следствием пагубной для страны политики Ельцина стали обнищание народа, засилье криминалитета и коррупции. Не случайно рейтинг Ельцина упал до 2% его поддерживающих, и в обществе его имя ассоциировалось со всем негативным, а он сам рассматривался как основной тормоз на пути оздоровления общества. 9 августа 1999 г. председателем правительства Ельцин назначил директора ФСБ, 47-летнего В. В. Путина, вскоре утвержденного Думой в этой должности. Позднее, когда Ельцин сообщил о том, что он видит Путина своим преемником на президентском посту, многим это показалось несерьезным, так как новый глава кабинета был совершенно неизвестенстране, не был публичным политиком. Однако скептическое отношение к невысокому, худощавому премьеру вскоре рассеялось: Путин проявлял себя решительным, жестким руководителем, действовал в духе российского традиционализма. В России всегда преклонялись перед руководителем "сильной руки", который, опираясь на патриотизм народа, жестоко карал его врагов. Путин с самого начала показывал эти качества в отношении чеченских сепаратистов. В условиях начавшейся новой чеченской войны развернулась предвыборная кампания по выборам Государственной думы, назначенным на 19 декабря 1999 г. Основная борьба развернулась между Кремлем и оппозиционным ему блоком "Отечество - Вся Россия" (ОВР) во главе с Примаковым и Лужковым. Она приняла жесткий характер: стороны обвиняли друг друга в коррупции и других неблаговидных делах. По телевидению показывали бывшего министра юстиции Н. Ковалева, посетившего баню в обществе девиц легкого поведения, крутили ролик с изображением "человека, похожего на Генерального прокурора" Ю. Скуратова в постели с двумя проститутками... Ельцин сместил Скуратова с поста, но его отставку не принял Совет Федерации. Экс-прокурор с высокой трибуны обличал президентскую семью во взяточничестве и казнокрадстве. Против него возбудили уголовное дело, затем прекратилиего. В ходе кампании, ведя борьбу с оппозицией. Кремль создал про-правительственный блок "Единство". Путин заявил о своей поддержке этого блока. Теперь многие политики, региональные руководители перед этим только участвовавшие в ОВР, проявляя традиционное верноподданничество, быстро сменили политические ориентиры и спешили посягать в верности Путину и "Единству". Одержать победу Кремлю не составляло большого труда. Вслед за Путаным "Единство" поддержали почти все телеканалы и газеты. Упор делался на подрыв позиций основного конкурента - ОВР. В отношении него применялись небывало жесткий прессинг, грязные технологии. Особенно отличался телеканал ОРТ и его ведущий С. Доренко, который, не заботясь об объективности, обвинял Примакова и Лужкова во всех смертных грехах, включая уголовные дела. Столь популярные до этого лидеры, претендовавшие даже на пост президента, резко теряли свои рейтинги. На состоявшихся 19 декабря выборах · коммунисты 24,2%, · "Единство" - 23,4%, · ОВР - 12,6%, · Союз правых сил - 8,7%, · партии Явлинского и Жириновского по 6% голосов. Коммунисты потеряли контрольный пакет в Думе. Кремль получил лояльное, контролируемое большинство в новом парламенте. Под новый год Ельцин объявил о своей досрочной отставке и назначении Путина исполняющим обязанности Президента. Тем самым Ельцин предоставил своему преемнику реальный шанс быть избранным. В состоявшихся 26 марта выборах убедительную победу одержал Путин, он стал вторым Президентом Российской Федерации. Новый президент приоритетной задачей объявил · укрепление государства, · усиление вертикали исполнительной власти. · Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, так как более 3,5 тыс. нормативных актов не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам. В течение года уже 4/5 из них были приведены в соответствие. Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации. До этого его членами состояли губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Они* выводились из верхней палаты, их места занимали по два чиновника из каждого региона. Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло. Реформирование верхней палаты, создание вертикали исполнительной власти получило неоднозначную оценку в обществе.. Утверждение государственных символов также породило резкую критику в обществе. Восстановление гимна на музыку Александрова общество "Мемориал" и Московская хельсинкская группа назвали "шагом к реваншу", "стихийной реставрацией старых порядков", ностальгией по советским временам. Большой резонанс получило наступление на телеканал НТВ, радио "Эхо Москвы", затем на ТВ-6 и др. На Западе также заговорили о наступлении на свободу слова в России. Да и сам Путин иногда произносил угрожающие слова. Помимо призыва "мочить в сортире", неожиданным и шокирующим сочли его заявление в интервью французской газете "Фигаро" о том, что "у государства в руках дубина, которой оно бьет всего один раз, но по голове". Они тяжело воспринимались не только в европейских странах, но и в собственной стране, которая пытается избавиться от тоталитарного наследия. Получил распространение тезис об управляемой демократии в России, которая позволяет властям в собственных интересах манипулировать избирателями на выборах, общественным мнением перед началом войны и т.д. Проблема укрепления государства имеет такой важным аспект, как преодоление недоверия граждан своему государству. Об этом писал Путин в своем послании Федеральному собранию в апреле 2001 г.: "Суть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан. В унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству". Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Оно не доверяет правоохранительным органам. В начале 2001 г. 90% опрошенных не доверяли Генеральной прокуратуре, низкий был уровень доверия к милиции. Не стал независимым суд, он находится под влиянием должностных лиц и теневых сил. Происходит рост взяточничества чиновничьего аппарата. На вопрос "Приходилось ли Вам дать взятку?" 70% опрошенных ответили "да". Затяжной кризис поразил прежде всего экономику и социальные сферы. По данным академика А. Аганбегяна, по уровню внутреннего валового продукта (ВВП), который приходится на душу населения (это основной экономический показатель), страна находится в шестом десятке государств. У нас он равен 3,5 тыс. долларов, в США 30 тыс., в Европе - 20-25 тыс. (Страны, в которых этот показатель больше 10 тыс. долларов, относятся к числу развитых). Деловой климат не улучшился, о чем свидетельствует продолжающийся отток капитала, составляющий, по словам Путина, 20 млрд. долларов в год. Государство остается беспомощным в борьбе с теневой экономикой, составляющей до 40%. Это значит, что с колоссальных сумм не платятся налоги. Уровень жизни граждан, по признанию Президента, остается крайне низким. Периодическое и незначительное повышение зарплаты и пенсий еле покрывает последствия инфляции. · Минимальная пенсия в месяц в России составляет 21 доллар, · а в Китае 80, · Англии -633, · США, Франции - 667, · Японии - 833. Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло в начале 2001 г. 54,4 млн, т.е. 37% населения. Мизерные зарплаты большинства населения в основном уходят на "жизнь", т.е. 70% заработанного тратится на товары и услуги, почти не остается на лечение, на отдых, на покупку квартиры и т.д. К тому же государственное финансирование здравоохранения сокращалось, и · Россия тратит на здоровье 3 доллара на человека в месяц, · а США - 300. · Зарплата педагогов в России составляет 1 тыс. долларов в год, · в Венгрии - 8 тыс., · Чехии, Турции - 9 тыс., · Англии и США - 37 тыс. В обществе набирает обороты алкоголизация, становясь национальным бедствием. В полной зависимости от экономических, социальных и морально-психологических факторов складывается образ жизни, качество жизни россиян. Концентрированным выражением его является продолжительность жизни, по ней · российские мужчины занимают 135-е место, · женщины - 130. · Российские мужчины в среднем живут 58 лет, · японские - на 20 лет больше. Внешняя политика На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса сверхдержавы, её роль в международных делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства дистанцировались от нее. К её рубежам приблизился военный блок. В мире заговорили о провале экономической реформы в России, коррумпированности власти, экспорте "русской мафии" и др. В феврале 1996 г. Россия сделала свой выбор - стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую ориентацию, готовность соблюдать права человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции по правам человека. Однако не все шло гладко с выполнением взятых на себя обязательств. Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию взаимоотношений с "ближним зарубежьем". На Москву давил комплекс "старшего брата", оттолкнувший от себя большинство республик. С другой стороны, и сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего центра, от любой формы зависимости от него. В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья. Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии, которые вошли в некий союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздували "антимоскальские" настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|