Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие участников торговой деятельности



По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры,

главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо

отдельные торговцы. Подобное внимание к деятельности торговцев связано с

их особой ролью в товарном обращении.

С учетом ведущей роли торговцев в осуществлении товарного обращения

во все западные торговые кодексы, кроме Единообразного торгового кодекса

США, включены разделы, посвященные торговым обществам и товариществам.

Сделано это при наличии в гражданских кодексах самостоятельных глав о

юридических лицах и, что тем более неприемлемо, по общей модели регулиро-

вания субъектов права. Такие решения создают неоправданное дублирование,

дуализм с гражданским законодательством.

Между тем для торгового права важно выявить и закрепить организацион-

ное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в

коммерческой деятельности. Такое своеобразие реально существует, оно имеет

огромное значение. Однако четко выразить и законодательно закрепить эту спе-

цифику правоведение пока не сумело.

Обозначим вначале круг участников торговых отношений. Он не совпадает

с общим составом субъектов гражданского права.

Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать

любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не явля-

ются субъектами торгового права.

Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельно-

сти, лишь если он получит статус предпринимателя. Для этого гражданин обя-

зан: подать заявление по установленной форме в регистрационный орган; упла-

тить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индиви-

дуального торгового или торгово-посреднического предпринимателя; встать на

учет в налоговом органе; получить (при необходимости) лицензию на торговлю

соответствующими видами товаров.

Что касается юридических лиц, то организации любого вида являются

субъектами как гражданского, так и собственно торгового права.

Вместе с тем степень участия организаций в торговом обороте оказывается

неодинаковой.

1. Предпринимательские (или по терминологии ГК РФ – коммерческие)

организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме мо-

гут участвовать в торговом обороте.

2. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограни-

ченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ре-

сурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе про-

давать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не во-

обще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в ка-

честве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры

купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций

также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внеш-

неторговых контрактов и в других аспектах.

«Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу ор-

ганизаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их

деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возмож-

ностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные

биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и K&J. Здесь

вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации –

коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности

для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее го-

воря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности

является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара

другими субъектами.

3. Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъектов

Российской Федерации, административные и муниципальные образования. Они

участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем

они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной дея-

тельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине

огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задей-

ствованы.

Предпринимательские организации имеют в основном традиционные фор-

мы обществ с ограниченной ответственностыо и акционерных, реже – другие

формы. От юридического вида следует отличать функциональный вид, опреде-

ляемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности.

Эти различия совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже

общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или,

иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид органи-

зации.

Наиболее четко функциональные различия закрепились в оптовой торговой

и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников

приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.