Понятие участников торговой деятельностиСтр 1 из 4Следующая ⇒
По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Подобное внимание к деятельности торговцев связано с их особой ролью в товарном обращении. С учетом ведущей роли торговцев в осуществлении товарного обращения во все западные торговые кодексы, кроме Единообразного торгового кодекса США, включены разделы, посвященные торговым обществам и товариществам. Сделано это при наличии в гражданских кодексах самостоятельных глав о юридических лицах и, что тем более неприемлемо, по общей модели регулиро- вания субъектов права. Такие решения создают неоправданное дублирование, дуализм с гражданским законодательством. Между тем для торгового права важно выявить и закрепить организацион- ное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в коммерческой деятельности. Такое своеобразие реально существует, оно имеет огромное значение. Однако четко выразить и законодательно закрепить эту спе- цифику правоведение пока не сумело. Обозначим вначале круг участников торговых отношений. Он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не явля- ются субъектами торгового права. Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельно- сти, лишь если он получит статус предпринимателя. Для этого гражданин обя- зан: подать заявление по установленной форме в регистрационный орган; упла- тить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индиви- дуального торгового или торгово-посреднического предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; получить (при необходимости) лицензию на торговлю соответствующими видами товаров. Что касается юридических лиц, то организации любого вида являются субъектами как гражданского, так и собственно торгового права. Вместе с тем степень участия организаций в торговом обороте оказывается неодинаковой. 1. Предпринимательские (или по терминологии ГК РФ – коммерческие) организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме мо- гут участвовать в торговом обороте. 2. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограни- ченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ре- сурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе про- давать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не во- обще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в ка- честве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внеш- неторговых контрактов и в других аспектах. «Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу ор- ганизаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возмож- ностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и K&J. Здесь вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации – коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее го- воря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами. 3. Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъектов Российской Федерации, административные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной дея- тельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задей- ствованы. Предпринимательские организации имеют в основном традиционные фор- мы обществ с ограниченной ответственностыо и акционерных, реже – другие формы. От юридического вида следует отличать функциональный вид, опреде- ляемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Эти различия совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид органи- зации. Наиболее четко функциональные различия закрепились в оптовой торговой и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|