Виды субъектов торговой деятельности
Торгово-посреднические организации подразделяются на виды в зависимо- сти от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров и других осно- ваний. В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено пра- во собственности на товар, выделяют: независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие право собственности на .реализуемый с их участием товар; посреднические организации, не приобретающие прав собственности на то- вар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю; специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового обо- рота. В группу независимых посредниковвходят организации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых опера- ций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использо- ванием консигнационного склада), трейдеров и ряд других. Названные виды независимых посреднических организаций характеризу- ются следующими отличительными чертами. Независимые фирмы действуют от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров от изготовите- лей к потребителям оформляется цепочкой договоров. Торгово-посреднические фирмы могут быть универсальными либо специа- лизированными. При специализации фирм на торговле определенным това- ром такие фирмы нередко именуют дилерами по соответствующему товару. При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмы по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее «официальным дилером». Работа через дилеров удобна для производителей. Дилерами могут быть как крупные фирмы, так и мелкие распространители товара. Это всегда юридические лица. Другой обя- зательный их признак – самостоятельное, т. е. от своего имени, совершение покупок и продаж товара. Торговые дома представляют собой многофункциональные, многопрофиль- ные организации. Они занимаются не только торговой, но отчасти и произ- водственной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуе- мых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо как корпорация из торговых, складских, производственных и других фирм. Международными соглашениями с участием России и нормативными акта- ми субъектов Российской Федерации предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются для выхода отечественных производителей на зарубежный рынок. Трейдеры – специализированные посредники, они совершают сделки по по- ручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализи- руются на краткосрочных сделках, коротких операциях. Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, разделяют на экспортные и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совер- шая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет. Особые участники внешнеторгового оборота – дистрибъюторские фирмы. Дистрибьюторы выступают реализаторами получаемого по импорту товара на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. Крупные производители и сбытовые фирмы осуществляют реализацию своих товаров в других странах, как правило, подыскивая дистрибьюторов и заключая с ними дистрибьюторский контракт. В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от на- личия складских площадей на: 1) имеющие склады (регулярные); 2) арендующие склады либо не имеющие складов. Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения това- ров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках. У нас в стране производители порой заключают дистрибьюторские кон- тракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях ди- стрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского кон- тракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара. Гибридом дистрибьюторских и комиссионных организаций являются фир- мы-стокисты. Стокисты – это специализированные посредники, осуществ- ляющие по договору комиссии исключительную продажу товара определенно- го экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационном складе. Этот товар реализуется по договорам средним и мелким покупателям. Посреднические организации перечисленных видов занимаются фактиче- ской покупкой и последующей перепродажей товаров. От них следует отличать организации, не совершающие собственно операций с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товаров. Они действуют как Представители. Чрезвычайно развиты виды посреднических агентских организаций. Их деятельность охватывает большой комплекс отношений, включающий в се- бя как заключение сделок, так и осуществление рекламы товара и иных дейст- вий, способствующих достижению основной цели – продаже товара. Распространенный вид агентов – брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при по- средничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм (контор), нередко имеющих свою филиальную сеть, либолибо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения. Особые субъекты – собственно торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сооб- щает информацию фирме-продавцу для заключения договора. Имеется ряд других, специализированных по функциям, видов организа- ций в сфере торгового оборота. Мы вынуждены пользоваться терминами «дилер», «дистрибьютор», «сто- кист» и др., поскольку в русском языке при всем его богатстве попросту нет синонимов. Названные термины широко вошли в обиход, без них невозможен современный торговый оборот. Еще затруднительнее то, что большинство при- веденных терминов не имеет легально закрепленного четкого определения, что создает их многозначность. Этот недостаток должен преодолеваться наукой коммерческого права.
Основные понятия ассортимента В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого пред- ставлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая совре- менным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, усло- вий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товарове- дении различных групп товаров. Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельно- сти отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяют- ся правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной по- литикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития пред- приятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием. К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указан- ной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, на- зывают ассортиментом. Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изде- лий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функцио- нальными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассор- тиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориен- тироваться на различные требования потребителей и стимулировать соверше- ние покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удов- летворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать по- явлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, мо- дификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассорти- ментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ог- раниченный ассортимент товаров. Номенклатура буквально означает перечень имен. Таким образом, но- менклатура продукции – это перечень наименований производимой предпри- ятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая но- менклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Но- менклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоко- 94ладе. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров. Ассортимент продукции буквально u1086 означает подбор предметов, совокуп- ность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассор- тимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая класси- фикация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т. п. Формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции (что производится предприятием) и ассорти- мент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом). Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных то- варных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в ма- газине спорттоваров - летний и зимний спортивный инвентарь. Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены ке- фир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки. Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности про- дукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жир- ности, самовары – разной вместимости, обувь – разного фасона, ткани – разной расцветки и т. п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глу- бину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложно- сти ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при оп- ределенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т. п. В отношении промышленных предприятий устанавливается производст- венный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торго- вый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предпри- ятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия. С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассор- тименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию ус- луг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продук- ции. Планирование номенклатуры и ассортимента продукции может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состоя- ния. Такое знание достигается в результате осуществления деятельности, полу- чившей название маркетинга. Используется множество определений, посвя- щенных маркетингу в разное время и разными авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению – изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою оче- редь, достигается разработкой и производством соответствующих сложивше- муся спросу новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара. Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функ- циональными особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литера- тура, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, про- граммная и методическая, художественная, детская, официально- документальная, справочная, общественно-политическая литература. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, ко- торые являются простейшей единицей структуры. Например, учебная литера- тура делится на учебники и учебные пособия. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассорти- ментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассорти- ментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного исполь- зования, каналов распределения и цен). Формирование ассортимента – проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» то- варами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сер- висного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли произво- дитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ас- сортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования опреде- ленных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наи- более эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими из- держками.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|