Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды субъектов торговой деятельности



Торгово-посреднические организации подразделяются на виды в зависимо-

сти от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых

операций с товаром, основных видов используемых договоров и других осно-

ваний.

В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено пра-

во собственности на товар, выделяют:

􀂃 независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие

право собственности на .реализуемый с их участием товар;

􀂃 посреднические организации, не приобретающие прав собственности на то-

вар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по

доведению товара от изготовителя к потребителю;

􀂃 специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового обо-

рота.

В группу независимых посредниковвходят организации, приобретающие

товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых опера-

ций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов,

экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использо-

ванием консигнационного склада), трейдеров и ряд других.

Названные виды независимых посреднических организаций характеризу-

ются следующими отличительными чертами. Независимые фирмы действуют

от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров от изготовите-

лей к потребителям оформляется цепочкой договоров.

􀂃 Торгово-посреднические фирмы могут быть универсальными либо специа-

лизированными. При специализации фирм на торговле определенным това-

ром такие фирмы нередко именуют дилерами по соответствующему товару.

При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной

фирмы по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы

или, как чаще говорят, ее «официальным дилером». Работа через дилеров

удобна для производителей. Дилерами могут быть как крупные фирмы, так и

мелкие распространители товара. Это всегда юридические лица. Другой обя-

зательный их признак – самостоятельное, т. е. от своего имени, совершение

покупок и продаж товара.

􀂃 Торговые дома представляют собой многофункциональные, многопрофиль-

ные организации. Они занимаются не только торговой, но отчасти и произ-

водственной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуе-

мых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо

как корпорация из торговых, складских, производственных и других фирм.

Международными соглашениями с участием России и нормативными акта-

ми субъектов Российской Федерации предусматривается создание торговых

домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются

для выхода отечественных производителей на зарубежный рынок.

􀂃 Трейдеры – специализированные посредники, они совершают сделки по по-

ручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров

трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные

предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализи-

руются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

􀂃 Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, разделяют на экспортные

и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совер-

шая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

􀂃 Особые участники внешнеторгового оборота – дистрибъюторские фирмы.

Дистрибьюторы выступают реализаторами получаемого по импорту товара

на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный

характер отношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы создают

свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют

складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. Крупные

производители и сбытовые фирмы осуществляют реализацию своих товаров

в других странах, как правило, подыскивая дистрибьюторов и заключая с

ними дистрибьюторский контракт.

В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от на-

личия складских площадей на:

1) имеющие склады (регулярные);

2) арендующие склады либо не имеющие складов.

Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения това-

ров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги

по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы,

не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

У нас в стране производители порой заключают дистрибьюторские кон-

тракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях ди-

стрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского кон-

тракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.

Гибридом дистрибьюторских и комиссионных организаций являются фир-

мы-стокисты. Стокисты – это специализированные посредники, осуществ-

ляющие по договору комиссии исключительную продажу товара определенно-

го экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так

называемом консигнационном складе. Этот товар реализуется по договорам

средним и мелким покупателям.

Посреднические организации перечисленных видов занимаются фактиче-

ской покупкой и последующей перепродажей товаров. От них следует отличать

организации, не совершающие собственно операций с товаром, а оказывающие

разнообразные услуги, содействуя продвижению товаров. Они действуют как

Представители.

Чрезвычайно развиты виды посреднических агентских организаций.

Их деятельность охватывает большой комплекс отношений, включающий в се-

бя как заключение сделок, так и осуществление рекламы товара и иных дейст-

вий, способствующих достижению основной цели – продаже товара.

Распространенный вид агентов – брокеры. Они заключают договоры от

имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при по-

средничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм (контор), нередко

имеющих свою филиальную сеть, либолибо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

Особые субъекты – собственно торговые агентства и агенты. Их функции

состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой

работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сооб-

щает информацию фирме-продавцу для заключения договора.

Имеется ряд других, специализированных по функциям, видов организа-

ций в сфере торгового оборота.

Мы вынуждены пользоваться терминами «дилер», «дистрибьютор», «сто-

кист» и др., поскольку в русском языке при всем его богатстве попросту нет

синонимов. Названные термины широко вошли в обиход, без них невозможен

современный торговый оборот. Еще затруднительнее то, что большинство при-

веденных терминов не имеет легально закрепленного четкого определения, что

создает их многозначность. Этот недостаток должен преодолеваться наукой

коммерческого права.

 

Основные понятия ассортимента

В современных условиях рыночной экономики в России многократно

увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого пред-

ставлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая совре-

менным мировым требованиям.

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, усло-

вий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут

обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому,

будущим предпринимателям необходимы основные представления о товарове-

дении различных групп товаров.

Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельно-

сти отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяют-

ся правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной по-

литикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития пред-

приятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с

формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне

необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указан-

ной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов,

но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует

концентрации усилий на главных направлениях.

Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, на-

зывают ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изде-

лий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид

товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функцио-

нальными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассор-

тиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую

ступень классификации.

Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориен-

тироваться на различные требования потребителей и стимулировать соверше-

ние покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и

знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удов-

летворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару;

максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать по-

явлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку

дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, мо-

дификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть

определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассорти-

ментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять,

чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере

маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные

отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать

предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в

сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ог-

раниченный ассортимент товаров.

Номенклатура буквально означает перечень имен. Таким образом, но-

менклатура продукции – это перечень наименований производимой предпри-

ятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп

товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать

покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая но-

менклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Но-

менклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь

может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или

столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоко-

94ладе. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции

представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров.

Ассортимент продукции буквально u1086 означает подбор предметов, совокуп-

ность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассор-

тимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая класси-

фикация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров

по признаку вида, сорта, марки и т. п. Формируются ассортиментные группы, в

пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно

различать ассортимент продукции (что производится предприятием) и ассорти-

мент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом).

Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных то-

варных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном

магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в ма-

газине спорттоваров - летний и зимний спортивный инвентарь.

Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда

видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены ке-

фир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги,

ботинки, туфли, босоножки.

Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности про-

дукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жир-

ности, самовары – разной вместимости, обувь – разного фасона, ткани – разной

расцветки и т. п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глу-

бину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложно-

сти ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при оп-

ределенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для

наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей,

иметь разную фасовку, упаковку и т. п.

В отношении промышленных предприятий устанавливается производст-

венный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торго-

вый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия

и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае

складываются основания судить о масштабах возможности торгового предпри-

ятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и

универсальные торговые предприятия.

С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассор-

тименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию ус-

луг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продук-

ции.

Планирование номенклатуры и ассортимента продукции может и должно

базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состоя-

ния. Такое знание достигается в результате осуществления деятельности, полу-

чившей название маркетинга. Используется множество определений, посвя-

щенных маркетингу в разное время и разными авторами. В совокупности все

они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению –

изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного

удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою оче-

редь, достигается разработкой и производством соответствующих сложивше-

муся спросу новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции,

созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.

Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров.

Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функ-

циональными особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания

могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литера-

тура, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, про-

граммная и методическая, художественная, детская, официально-

документальная, справочная, общественно-политическая литература.

Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, ко-

торые являются простейшей единицей структуры. Например, учебная литера-

тура делится на учебники и учебные пособия.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассорти-

ментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной

группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассорти-

ментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного исполь-

зования, каналов распределения и цен).

Формирование ассортимента – проблема подбора конкретных товаров, их

отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» то-

варами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и

«обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау».

При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой

политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сер-

висного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли произво-

дитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов

или вынужден следовать за другими изготовителями.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ас-

сортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение

оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за

основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования опреде-

ленных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наи-

более эффективное использование предприятием сырьевых, технологических,

финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими из-

держками.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.