Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента. Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность. Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потреби- телей, – определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографичес- ких и других особенностей). Рентабельность производства и реализации определяется себестоимо- стью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в зна- чительной степени определяется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации. Специфичными факторами формирования промышленного ассорти- мента являются сырьевая и материально-техническая база производства, дос- тижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента – произ- водственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) тор- говой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации. Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промыш- ленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья при- водит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и замену их изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки). Материально-техническая база товарного производства также оказы- вает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого обору- дования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за не- хватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сокра- тился ассортимента высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции. Достижения научно-технического прогресса – мощный стимул обнов- ления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально но- вых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного каче- ства возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии. Так, благодаря разработке таких прогрессивных технологий, как асептическая стерилизация, сублимационная сушка, появились принципиально новые виды консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело револю- цию в ассортименте радиотехнических товаров. Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием про- мышленного, поскольку производственные возможности изготовителя опре- деляют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производ- ственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента. Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промыш- ленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом. Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при созда- нии или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организа- ции принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента. В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организа- ции, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвой- ственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализи- рованные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ас- сортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха мно- гим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций и формированию соответст- вующего ассортимента. Каналы распределения товаров также имеют значение при формирова- нии торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемле- мые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых име- ется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или со- вместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров. Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль. Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и пла- нировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при от- сутствии холодильного оборудования. Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управ- ления ассортиментом и достигается посредством установления определен- ных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требо- вания регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов. Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и тех- нологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ас- сортимента.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|