Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы, влияющие на формирование ассортимента



Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного

и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потреби-

телей, – определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь,

зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографичес-

ких и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимо-

стью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают

определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных

изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так,

формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в зна-

чительной степени определяется мерами по государственному регулированию

ее производства и реализации.

Специфичными факторами формирования промышленного ассорти-

мента являются сырьевая и материально-техническая база производства, дос-

тижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента – произ-

водственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) тор-

говой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и

формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием

природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промыш-

ленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а

также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или

трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья при-

водит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.

Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора

отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента

изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и замену их изделиями на

синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод

(например, безалкогольные напитки).

Материально-техническая база товарного производства также оказы-

вает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность

производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого обору-

дования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом,

может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост

цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за не-

хватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сокра-

тился ассортимента высококачественных виноградных вин, но расширился

ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.

Достижения научно-технического прогресса – мощный стимул обнов-

ления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально но-

вых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного каче-

ства возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.

Так, благодаря разработке таких прогрессивных технологий, как асептическая

стерилизация, сублимационная сушка, появились принципиально новые виды

консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело револю-

цию в ассортименте радиотехнических товаров.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием про-

мышленного, поскольку производственные возможности изготовителя опре-

деляют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производ-

ственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором

формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей,

оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента.

У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промыш-

ленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым

факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при созда-

нии или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организа-

ции принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая

деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организа-

ции, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою

ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвой-

ственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализи-

рованные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ас-

сортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха мно-

гим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция

возврата к специализации торговых организаций и формированию соответст-

вующего ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формирова-

нии торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемле-

мые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные

сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового

ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых име-

ется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или со-

вместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения

товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности

рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют

на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые

организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего

сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

Материально-техническая база торговой организации также может

оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента.

Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в

надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров

сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и пла-

нировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в

ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при от-

сутствии холодильного оборудования.

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управ-

ления ассортиментом и достигается посредством установления определен-

ных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требо-

вания регламентируются рядом нормативных, технических и технологических

документов.

Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и тех-

нологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ас-

сортимента.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.